Термин «Коммуникация» появляется в научной литературе в начале XX в. Широкое определение коммуникации – эффективное синхронное и диахронное взаимодействие субъектов из мира живой природы, способных к автономному поведению, сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника)к другому (получателю) информации, имеющей смысл для субъектов (коммуникативной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме).
В узком смысле под коммуникацией Д. П. Гавра предлагает понимать «эффективное синхронное и диахронное взаимодействие социальных субъектов (людей и (или) их общностей, сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) имеющей для них смысл информации (коммуникативной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме)».
Как предмет исследования коммуникация оказывается в центре внимания различных гуманитарных наук. При этом в рамках одной той же науки существуют разные подходы к пониманию сущности коммуникации, ее роли и функциям.
|
|
После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению коммуникации — рационалистический и иррационалистический.
Рационалистический подход представлен концепциями технологического детерменизма (Д. Белл, З. Бзежинский, Э.Тоффлер, и др.), наиболее влиятельной из которых является теория информационного общества (М.Кастельс), рассматривающая средства информации в качестве единственного стимула и источника социального развития, а СМИ, соответственно, как мощный стимул для потребления информации, ее оценки. При этом изменения в обществе заложены не в содержании информации, а в средствах и способах ее передачи и дальнейшего применения. Информация понимается здесь широко: как основа культуры и всех культурных ценностей.