Причины заикания

Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тя­желые болезни, подражание неправильной речи отца и мате­ри. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заика­ние свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (ис­пуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчка­ми, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и счи­тал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

Зарубежные исследователи в числе причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шер-вен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

Таким образом в этиологии заикания отмечается совокуп­ность экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, |Д. Е- Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпу-гия, М. Зееман и др.).

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут как спо­собствовать развитию заикания, так и непосредственно вызы­вать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослаб­ляющие или дезорганизующие функции центральной нервной

системы);

невропатические особенности самого заика­ющегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражи­тельность, эмоциональная напряженность);

конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подвер­женность психическим травмам);

наследственная отягченность (заикание разви­вается на почве врожденной слабости речевого аппарата, ко­торая может передаваться по наследству в качестве рецессив­ного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заи­канию сочетается с неблагоприятными воздействиями окру­жающей среды;

поражение головного мозга в различные перио­ды развития под влиянием многих вредных факторов: внут­риутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нару­шения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к за­держке речевого развития, к речевым расстройствам и спо­собствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

Физическая ослабленность детей;

возрастные особенности деятельности моз-га; большие полушария головного мозга в основном форми­руются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется

функциональная асимметрия в деятельности головного моз­га. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференци­рованная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по срав­нению с девочками обусловливает более выраженную неус­тойчивость их нервной системы;

ускоренное развитие речи (3—4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

скрытая психическая ущемленность ребен-к а, повышенная реактивность на почве ненормальных отно­шений с окружающими; конфликт между требованием сре­ды и степенью его осознания;

недостаточность положительных эмоцио­нальных контактов между взрослыми и ребенком. Воз­никает эмоциональная напряженность, которая нередко внеш­не разрешается заиканием;

недостаточность развития моторики, чув­ства ритма, мимико-артикуляторных движе­ний.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоп­риятных условий достаточно какого-либо, чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заи­кание.

В группе производящих причин выделяются а н а т о м о -

физиологические, психические и социальные.

Анатомо-физиологические причины: физические заболе­вания с энцефалитическими последствиями; травмы — внут­риутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение моз­га; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие дви­жения; истощение или переутомление нервной системы в ре­зультате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в осо­бенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; бо­лезни носа, глотки и гортани; совершенство звукопроизноси-тельного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины: кратков­ременная — одномоментная — психическая травма (испуг,

страх); длительно действующая психическая травма, под ко­торой понимается неправильное воспитание в семье: избало­ванность, императивное воспитание, неровное воспитание, вос­питание «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стой­ких психических напряжений или неразрешенных, постоян­но закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие по­трясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состо­яние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирова­ние речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегруз­ка детей младшего возраста речевым материалом; несоответ­ствующее возрасту усложнение речевого материала и мышле­ния (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте раз­ными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Различаются две фор­мы такой психической индукции: пассивная — ребенок не­произвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося; переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут де­зорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довес­ти до невротического и психопатического состояния с возник­новением заикания; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: