Национальное богатство

Для оценки итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования используется такой показатель, как национальное богатство.

Национальное богатство (НБ) представляет собой совокупность материальных благ, которая накоплена в стране на определенную дату.

Между национальным богатством и созданным в стране общественным продуктом существует прямая и обратная зависимости.Прямая зависимость определяется тем, что общественный продукт является основным источником пополнения и обновления НБ.Обратная зависимость заключается в том, что сам объем произведенного общественного продукта, темпы и абсолютные значения его прироста зависят от накопленного национального богатства, его величины, структуры и качественного состава образующих его элементов.

Структура национального богатства характеризуется следующими основными составными элементами:

  • принадлежащими населению, фирмам и государству средствами производства, функционирующими как в материальной, так и в духовной сфере (машины, станки, оборудование и т. п.);
  • запасами готовой продукции на складах фирм;
  • стратегическими запасами государства;
  • имуществом населения, материализованным в недвижимости и предметах потребления длительного пользования;
  • материальными и культурными ценностями, являющимися общественным достоянием;
  • вовлеченными в хозяйственный оборот природными ресурсами, а также разведанными полезными ископаемыми;
  • нематериальными духовными ценностями.

Социально-экономический прогресс общества, происходящий под влиянием научно-технических изменений, сопровождается не только увеличением, но и изменением структуры национального богатства. Увеличение национального богатства и прогрессивное изменение его структуры являются материальной основой повышения благосостояния всего населения страны.Для измерения последнего используется показатель чистого экономического благосостояния, который был введен в экономическую науку В. Нордхаусом и Дж. Тобином.В отечественной макроэкономической науке он является относительно новым. Необходимость его использования определяется тем, что ни один из рассчитанных на основе системы национального счетоводства и показателей общественного продукта не позволяет дать адекватную оценку благосостояния нации.Например, основным элементом, не относящимся к общественному продукту, но увеличивающим благосостояние населения, является свободное время.Рост этой составляющей экономического благосостояния может при прочих равных условиях явиться фактором снижения общественного продукта. Для определения показателя чистого экономического благосостояния из величины показателя, используемого для измерения общественного продукта (например, валовой национальный продукт), вычитается денежная оценка отрицательных факторов, воздействующих на благосостояние, прибавляются денежные оценки нерыночной деятельности и свободного времени.Количественные значения всех этих оценок, как правило, определяются экспертным путем.

13 Занятость иБЕЗРАБОТИЦ а

Важная функция рынка труда — распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям общественного производства. Выступая как соотношение спроса и предложения труда, рынок труда отражает тенденции в развитии занятости населения.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход. Характерной особенностью для России являлась сформировавшаяся за длительное время сверхзанятость (всеобщее, обязательное участие в трудовой деятельности) как всего населения, так и отдельных групп (в первую очередь женщин). Лозунг социализма — «Кто не работает, тот не ест».

Эффективность использования трудовых ресурсов оценивается уровнем безработицы в обществе. Безработица — социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу. К экономически активному населению относятся граждане, проявляющие трудовую активность (обеспечивающие предложение труда), включая занятых и безработных. Экономисты отмечают, что в период спада экономики безработица увеличивается, в периоды подъема — снижается. В условиях рыночных отношений всегда есть люди, ищущие работу. Рыночной экономике обычно присущ определенный средний уровень безработицы, вокруг которого колеблется занятость населения. Этот уровень называется естественным и считается неизбежным. Безработным, как правило, угрожает потеря квалификации, социального статуса и снижение жизненного уровня. Кто же имеет больше шансов потерять уверенность в получении работы?

Отечественные социологические исследования свидетельствуют о том, что теряют работу и длительное время ведут ее поиск те, кто, как правило, владеют одной специальностью, не знают основ рыночной экономики и рынка труда, новых профессиональных требований, длительное время не повышают свою квалификацию, не имеют навыков самообразования, не коммуникативны. У молодежи снижают шансы найти работу отсутствие опыта, низкий профессионализм, невысокий уровень образования.

Для того чтобы преодолевать негативные последствия безработицы, снижать ее уровень, необходимо знать причины ее возникновения, вид безработицы, с которым столкнулась экономика.

По характеру причин безработица делится на фрикционную, структурную и циклическую. Рассмотрим каждую из них.

Фрикционная безработица возникает вследствие перемены места жительства, несовершенства трудового законодательства, низкой мобильности работников, неосведомленности людей о возможности найти работу с устраивающим их уровнем оплаты, высокого уровня пособия по безработице по сравнению с заработной платой. Структурная безработица, как правило, связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса. Этот вид безработицы носит более устойчивый и длительный характер, поэтому считается более серьезной проблемой.

Циклическая безработица — вид безработицы, возникающий в период циклического спада и исчезающий или уменьшающийся в период циклического подъема. Пик такой безработицы приходится на спад (кризис) экономики, а минимум — на подъем.

Структурная и фрикционная виды безработицы в сумме составляют ее естественный уровень. Наличие естественной безработицы — норма для рыночной экономики, так как постоянно существуют причины, ее вызывающие. При этом уровне занятость считается полной, естественной. Однако для регулирования рынка труда и снижения неблагоприятного воздействия безработицы на экономику, социальную сферу государство стремится осуществлять ряд мер по стимулированию занятости населения. Проблема занятости населения является составной частью государственного регулирования на рынке труда. Важными элементами деятельности государства выступают активная антиинфляционная политика и противодействие вынужденной безработице, устранение неравномерности в распределении трудовых ресурсов, создание условий для их нормального воспроизводства и ослабление социальной напряженности в обществе. Основной целью государственной политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий работниками через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности работников, развитие системы обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости.

Состояние рынка труда является результатом множества экономических и социальных факторов. Поэтому результативность политики занятости зависит от эффективности действий государства в различных направлениях его общей социально-экономической политики (пенсионная, молодежная, социальная, образовательная политика).

. Основными инструментами осуществления политики занятости являются соответствующие международной практике и российскому законодательству активный и пассивный методы.

Активная политика занятости — меры, способствующие снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня.

Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости.

Формирование политики занятости должно быть направлено на систему мер по предотвращению вынужденной, превышающей естественный уровень безработицы и способствовать скорейшему возвращению граждан, потерявших работу, в сферу занятости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: