Введение. Принятие экономического решения

О.С. ДЕЙНЕКА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.. 4

КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ... 4

Принятие экономического решения. 5

Непостоянство выбора и притягательность определенности. 5

Выбор и расчет. 6

Риск и выигрыш или проигрыш.. 6

Выбор и способ предъявления его условий. 7

Психологические затраты экономического решения. 7

Выбор и атрибуция. 8

АФФЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ... 9

Цели. 9

Модальность (знак) эмоций. 9

Содержание эмоций. 10

Эмоциональный потребительский выбор. 11

МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ... 11

Экономические мотивы.. 11

Мотивы накопления. 11

Мотивы инвестирования. 12

Мотивы труда и потребления. 13

Неэффективность "экономического эгоизма". 13

Альтруизм и кооперативное поведение. 14

Волевые компонеты экономического поведения. 15

ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 16

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 16

Цели. 16

Психологические предпосылки предпринимательства. 16

Предприниматель и государство. 17

Этика и идеология предпринимательства. 17

«Образ» предпринимателя. 18

ВНУТРЕННИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 18

Цели. 18

Психологический портрет предпринимателя. 18

Предприимчивость и парапредпринимательство. 19

Портрет молодого российского предпринимателя. 19

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР. 20

ДЕНЬГИ, ФИНАНСЫ, БИРЖИ, НАЛОГИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.. 21

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И "ДЕНЕЖНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ.. 22

Цели. 22

Деньги как объект психологической оценки. 22

Макроэкономические исследования психологического аспекта денег. 23

Вклад классических направлений психологии в изучение феномена денег. 24

Типы и акцентуации личности в контексте использования денег. 24

Факторы, влияющие на отношение к деньгам.. 25

Отношение к деньгам в разных социальных группах. 26

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИРЖ... 26

Цели. 27

Управление финансовыми рисками. 27

Психологические исследования, имеющие отношение к ценным бумагам.. 28

Календарные колебания курсов ценных бумаг. 28

Влияние различных источников информации на поведение на бирже. 28

Общие психологические закономерности поведения на финансовом рынке. 29

Игровой и предпринимательский риск. 30

Психологический портрет брокера валютной биржи. 30

ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.. 31

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.. 31

Цели. 31

Факторы потребительского выбора. 31

Типичные эффекты потребительского поведения. 32

Модели избирательного поведения потребителя. 32

Модель Андриасена. 33

Модель Никосиа. 34

Модель Ховарда-Шеса. 34

Личность и потребительский выбор. 35


ВВЕДЕНИЕ

Экономическая психология — это психология субъекта хозяйствен­ных отношений. Хозяйственные отношения, опирающиеся на производи­тельные силы и производственные отношения общества и охватывающие сферу труда и управления, предпринимательства, товарно-денежного об­мена, распределения и потребления, представляют собой субъективиро­ванную форму этих отношений и прав собственности. Закономерности психического отражения хозяйственных отношений составляют предмет экономической психологии.

Хозяйствующим субъектом выступает один человек, семья, организа­ция, государство или нация, т.е. объект исследования экономической пси­хологии может быть представлен на разных уровнях — микро, мезо и макроэкономическом.

Экономическая психология почти не имеет своих специфических ме­тодов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы, широко применяются логико-теоретический ана­лиз, метод моделирования.

Наибольшее распространение получили принятые в социальной пси­хологии опросные методики, реже используется эксперимент.

Что касается истории экономической психологии, то ее истоки мож­но найти прежде всего в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита (1723-1790), признанного основателем экономики как самостоятельной науки, Альфреда Маршалла (1842-1924)— создателя микроэкономиче­ской теории, Джона Кейнса (1883-1946) — автора теории макроэкономи­ки. В трудах этих авторов оформилась теория рационального "экономиче­ского человека", цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является "экономический эго­изм", т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды. Идея "экономического человека" длительное время доминировала в экономиче­ской психологии, принимая все новые формы. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.

Как самостоятельная отрасль психологического знания экономиче­ская психология начала формироваться в начале XX в. Развитие производ­ственной ветви экономической психологии связывают с именем Г.Мюнстерберга, а получившая преимущественное развитие в западной психоло­гии маркетинговая ветвь была заложена Г.Тардом. Она охватывает психо­логические проблемы обмена, распределения и потребления. Одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психо­логии стал американский психолог Дж.Катона.

Становление отечественной экономической психологии приходится на конец 70-х-80-е годы. Инициативы создания этой дисциплины и обос­нования необходимости учета психологических факторов в экономике исходили от ведущих экономистов и социологов, в частности Л.И.Абалкина, П.Г.Бунича, А.Г.Аганбегяна, Т.И.Заславской, В.В.Кулико­ва, Г.Х.Попова. Психологические исследования, заложившие основы оте­чественной экономической психологии, были выполнены А.И.Китовым, В.Д.Поповым, А.В.Филипповым. Авторский коллектив ленинградских психологов в монографии "Промышленная социальная психология", из­данной под редакцией Е.С.Кузьмина и А.Л.Свенцицкого в 1982 г., привлек внимание ученых к аспектам экономической психологии, связанным с мотивацией и управлением трудовой деятельностью.

Однако интерес отечественных ученых длительное время был в ос­новном сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Специфика же экономи­ческой психологии в отличие от психологии труда, промышленной психо­логии и других отраслей психологического знания, исследующих произ­водителя, состоит в том, что она изучает производителя и потребителя в единстве. Объективными звеньями, опосредующими связь двух неотъем­лемых сфер хозяйственной жизни— производства и потребления, явля­ются заработная плата и цена, налоги и доходы и другие экономические категории, которые тем не менее имеют психологический смысл, психоло­гическую составляющую.

Обращаясь к структуре экономической психологии, следует заме­тить, что проблематика этой синтетической междисциплинарной науки богата и разнообразна. В западноевропейской и американской науке она включает в себя три крупных раздела, рожденных тремя типами экономи­ческой реальности, а именно:

- рынок (это прежде всего психология потребителя и психология ве­дения домашнего хозяйства);

- бизнес (поведение и психологические особенности предпринимате­ля, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и пр.);

- отношения "общество — гражданин" (налоги, прибыли, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической поли­тики).

Курс экономической психологии будет способствовать более глубо­кому и современному пониманию экономических явлений с учетом их психологической составляющей, выработке навыков использования неко­торых экономико-психологических закономерностей.

После освоения материалов учебного пособия, способствующих рас­ширению границ экономического знания в этико-гуманистическом на­правлении, Вы сможете:

* учитывать и пояснять вариативность моделей экономического по­ведения;

* применять психологические закономерности в сфере хозяйствен­ной деятельности;

* обращать внимание на индивидуальные различия;

* использовать полученные знания и рекомендации применительно к собственному экономическому поведению.

Учебное пособие состоит из 6 модулей, которые подразделяются на 16 блоков. В каждом блоке предусмотрены задания или контрольные во­просы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: