Деловое общение

Проблема культуры делового общения не может быть исследована вне связи с философской проблемой ценностей. Заслуживает внимания нравственная позиция, согласно которой бизнес, игнорирующий принципы гуманизма и патриотизма, аморален, малоэффективен и, в перспективе, недолговечен.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

В качестве субъектов общения может выступать как индивидум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, и выделить все возможные функциональные ситуации, получается следующее:

• цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;

• цель общения заключена в нем самом;

• цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

• цель общения – приобщение самого инициатора к ценностям партнера.

В данном случае нас интересует деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. В деловом общении предметом общения является дело.

Можно выделить следующие особенности делового общения:

• партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

• общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

• основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Человеческое общение строится различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики – это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики воспринимаются достаточно точно. Остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам. Ошибки восприятия обусловлены действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к воспринимающему.

Деловое общение – это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные (движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственная организация общения). Деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации.

При передачи информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято.

На каждом этапе происходят потери информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы.

Главное содержание общения – это воздействие на партнера. В общении происходит постоянная реакция на действия другого.

Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание действий партнера и своих, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга.

Процесс общения всегда можно рассматривать как локальный акт: разговор с определенным собеседником, обсуждение конкретных вопросов группой людей.

В развернутом виде в общении можно выделить следующие этапы общения:

• установление контакта;

• ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.)

• обсуждение вопроса, проблемы;

• принятие решения;

• выход их контакта.

Сознательное вычленение этих этапов и их регуляция определяет во многом эффективность делового общения.

Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации.

Рабочая группа (коллектив) – это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.

Психология рабочей группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе любых внутренних связей форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов.

Рабочая группа – это организация, которой присущи следующие черты: разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах или инструкциях; должостная иерархия, порядок подчиненности; лояльность каждого сотрудника по отношению к организации и т.д.

Пирамидная структура любого коллектива выдвигает на первый план проблему руководства.

Руководство – это частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненным, деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание. Любому руководителю приходится решать, какие задачи первоочередные, а какие могут подождать; что он может сделать сам, а что можно поручить другим; как направить деятельность сотрудников.

Способ реализации поставленных задач можно характеризовать как стиль руководства (авторитарный, демократический, либеральный). Важное качество руководителя – владение разными стилями и умение их применять в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей как сотрудников, так и своих личных качеств.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Роль нравственной культуры проявляется в том, что она способствует общению.

Повышение нравственной культуры является одним из важных факторов, нормализующих общение между сторонами, находящимися в конфликте.

Общение выступает стороной более широкого явления – поведения людей, одна из сторон которого – этикет, т.е. установленный порядок поведения.

Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения деловых людей. Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух сторон: морально-этической и эстетической.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое общение?

2. Что собой представляет рабочая группа?

3. В чем суть основы успеха любой современной коллективной деятельности?

4. Каковы принципы современного делового этикета и как они отличаются от ранее существовавших?

5. Что такое стиль руководства, каким он бывает?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: