Введение в корпоративные ИС

Под корпоративной информационной системой следует понимать такую информационную систему, которая поддерживает управленческий и финансовый учет на предприятии и поставляет информацию для принятия управленческих решений. Таким образом, назначение корпоративных информационных систем (КИС) – это учет, контроль, анализ и оптимизация финансово–хозяйственной деятельности предприятия. Они должны иметь гибко настраиваемый инструмент разработки, позволяющий адаптировать систему к учету на предприятии. Цель КИС – обеспечить руководителей и работников предприятия комплексной и качественной информацией для принятия и контроля исполнения управленческих решений.

Разработкой, внедрением, сопровождением и эксплуатацией корпоративных информационных систем (или сокращенно КИС) занимаются специалисты по информационным технологиям.

Сейчас, когда в нашей стране наблюдается рост экономики, постепенно возрождается производство, а торговые предприятия все больше и больше начинают задумываться о выпуске собственной продукции, их успех во многом зависит от правильности выбора системы для автоматизации предприятия. Корпоративная информационная система должна обеспечивать:

• комплексный подход к составу подсистем и задач автоматизации управления предприятием;

• работу всех программных модулей системы в едином информационном пространстве с предоставлением возможности локальной работы отдельных подсистем, групп пользователей и рабочих мест;

• использование единой системы документооборота, обеспечение принципа однократности ввода данных, возможность использования выходных документов системы в качестве первичных;

• возможность одновременного обслуживания системой нескольких предприятий с получением консолидированных отчетов;

• возможность работы пользователей, обслуживающих разные предприятия, с едиными или автономными аналитическими справочниками;

• открытость структур хранения информации; возможности работы в условиях распределенной обработки данных;

• использование во всех подсистемах общих программных библиотек с поддержанием единой технологии обработки данных и стандартизованных интерфейсов.

Первым стандартом управления бизнесом был MPS (Master Planning Scheduling), или обьемно-календарное планирование. Идея была проста – формируется план продаж («объем» с разбивкой по календарным периодам), а затем план пополнения запасов (за счет производства или закупки) и оцениваются финансовые результаты по периодам, в качестве которых используются периоды планирования или финансовые периоды.

Пока производство было мелким и простым, такой подход был приемлем. Однако постепенно стали возникать проблемы, в том числе связанные с формированием заказов, среди них следует выделить:

• прогнозирование необходимого объема и срока поставки;

• изучение динамики запасов, включающее определение уровня складских запасов («точка заказа»), количество товара, при достижении которого запасы товара на складе не следует увеличивать («уровень пополнения») (как правило, с использованием статистических методов – отсюда «статистическое управление запасами» – «Statistical Inventory Control» – (SIC)).

Таким образом, заказ на пополнение следует делать своевременно, с учетом времени доставки, при этом объем поставки может не вписываться в плановый «уровень пополнения». Более серьезные проблемы стали возникать при усложнении производства и появлении сложных изделий, в которых количество компонентов измерялось тысячами. В результате возникла методология планирования производств, разработанная для решения проблемы формирования заказа на комплектующие и узлы при использовании данных (потребностях) обьемно-календарного плана производства. Эта методология получила название MRP (Materials Requirement Planning – планирование материальных потребностей).

Аналогичная методология была разработана и для планирования производственных мощностей. Она получила название CRP (Capacity Resource Planning – планирование производственных мощностей). Объединенная система планирования MRP-CRP получила название MRP II (Manufacturing Resource Plannin g – планирование производственных ресурсов). Фактически совместное планирование материальных потоков и производственных мощностей позволяет достаточно точно определить финансовые результаты сформированного производственного плана.

В КИС класса MRP II часто бывают предусмотрены сервисные функции, значительно повышающие оперативность работы, например автоматическая рассылка заказов «смежникам», то есть другим предприятиям холдинга или субподрядчикам, автоматическое формирование «сменных заданий», может предусматриваться связь с другими компьютерными системами (АСУТП, САПР). Однако при финансовом анализе в рамках MRP II не учитываются косвенные затраты (накладные расходы), инвестиционные платежи, график финансовых потоков.

Устранение недостатков в системах класса MRP II привело к появлению систем класса ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). В системах ERP появились следующие модули:

· прогнозирование спроса;

· управление проектами;

· управление затратами;

· управление составом продукции;

· ведение технологической информации и т.д.

В эти системы прямо или через модули обмена встраиваются модули: управления кадрами; управления финансовой деятельностью предприятия.

Цель ERP – интегрировать управление всеми ресурсами предприятия, а не только материальными, как в MRP II. Однако по существу в ERP сохраняются подходы к планированию производства, принятые в MRP II. Перед началом внедрения ERP-системы многие предприятия должны пройти фазу реорганизации собственной деятельности в соответствии с бизнес-логикой, заложенной внутри ERP-системы. Если данные изменения для западных предприятий могут быть несущественны, поскольку основные принципы, в соответствии с которыми они функционируют, практически стандартны, то ситуация с внедрением ERP-систем в России имеет свою национальную специфику (например, налоговые отчисления, управление кадрами и др.). Однако чаще всего оказывается, что стоимость внедрения ERP–системы равна стоимости лицензий на систему или в несколько раз превышает ее.

Одной из современных концепций управления ресурсами предприятия является концепция CSRP (Customer Synchronized Resource planning–планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем), предложенная фирмой SYMIX (USA). Она охватывает почти полностью весь жизненный цикл товара (производственный, логистический, предпродажный, послепродажный). Чтобы правильно управлять стоимостью товара, необходимо знать, во сколько обойдется продвижение и обслуживание товара данного типа, и учитывать все элементы его функционального жизненного цикла, а не только производства.

Сущность данной концепции состоит в том, что при планировании и управлении компанией следует учитывать не только основные производственные и материальные ресурсы предприятия, но и вспомогательные (ресурсы, потребляемые во время маркетинговой и текущей работы с клиентом, послепродажного обслуживания реализованных товаров и т. д.). Это приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности предприятия, где маркетинговый жизненный цикл товара (создание спроса, разведка рынка и вброс товара на рынок, быстрый рост спроса, устойчивый спрос, уход с рынка) невелик и требуется оперативно реагировать на изменение желаний потребителя. Рассмотрим эти системы более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: