Подготовить в течение 5-7 минут интервью с учеником приходского училища, уездного училища, гимназии.
(Дети обсуждают вопросы и ответы и разыгрывают интервью).
Приходское училище –
грамота
арифметика
Закон Божий
Уездные училища –
русский язык
арифметика
начала геометрии
история
география
Гимназия давала наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.
Вопросы:
- Представителям каких сословий после преобразований Николая I доступ к университетскому образованию был закрыт? (Детям крестьян, купцов, ремесленников и мещан)
- Какие учебные заведения давали высшее образование? (Университеты, академии)
- Когда и кем был основан первый в России университет? (В 1755 г. Елизаветой I по предложению Шувалова и Ломоносова)
Развитие наук в России.
«Заседание круглого стола Кабинета министров»
Самостоятельное изучение материала посредством работы в группах.
а) слабые: работа с карточками
б) средние: Как осуществлялась связь науки и производства?
в) сильные: Обсудить проблему развития науки и производства на заседании ученого совета.
|
|
(Дети должны назвать изобретения и их значения. Выяснить во время обсуждения, каким образом изобретения ученых были связаны с потребностями экономики).
Математика: Лобачевский – создание новой системы неевклидовой геометрии
Остроградский – открытия в математической физике
Физика: Петров нашел новую форму перехода энергии постоянного покоя в тепловую и световую энергию, открыл электрическую дугу (в металлургии для освещения)
Ленц – электромагнитные явления, закон сохранения и превращения тепловой, механической, химической и электромагнитной энергии.
Якоби сконструировал электродвигатель, изобрел гальванопластику для техники, усовершенствовал телеграфный аппарат (первое записывающее устройство на подземной линии Петербург – Царское Село).
Химия: зародилась фотохимия и электрохимия; разработана научная теория электролиза.
Амосов изучал структуру стали; применил микроскоп в изучении металла.
Астрономия: В 1839 г. с санкции Николая I была основана Пулковская обсерватория (она так и называлась – Николаевская Пулковская). Главным направлением ее работы было составление каталогов координат звезд. Одним из создателей школы русских астрономов был академик В. Я. Струве.
(Подводя итоги заседания Премьер-министр подчеркивает, что все передовые научно-технические изобретения будут внедряться в производство).
III. Закрепление и обобщение материала.