1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ
1.1. Этика: понятие, определение, основная проблематика
1.2. Восточная и античная этика: основные постулаты
1.3. Этика Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени
1.4. Предмет и категории марксистской этики
1.5. Этика терроризма
ЛИТЕРАТУРА
Практическое значение этики для решения социальных проблем современной эпохи и, в частности, проблемы формирования всесторонне развитой личности может быть реализовано только в тесном взаимодействии с другими науками — социологией, психологией, теорией общественного воспитания, педагогикой, а также эстетикой, с которыми этика имеет ряд пограничных проблем.
Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах.
Этика — это и наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи так называемой автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей.
Программа курса «ЭТИКА»
Раздел первый. Китай
Глава I. Китайская философия как суперэтика
Глава II. Четыре главные этические программы.
§ 1. Конфуцианство (жу цзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования.
§ 2. Даосизм (дао цзя): индивидуалистический натурализм - этика природосообразного недеяния.
§ 3. Моизм (мо цзя): религиозно-популистский утилитаризм - этика объединяющей любви и взаимной пользы.
§ 4. Легизм (фа цзя): законнический этатизм - этика тотальной власти.
Глава III. Категориальные основы китайской этики.
§ 1. Категория "благопристойность" (ли3) как единство этики и ритуала.
§ 2. Категория "благодать" (дэ): магическая сила и моральный императив.
§ 3. Категории "путь" (дао), "орудийные предметы" (ли2) и "великий предел" (тай цзи): синергия неба и человека в благом абсолюте.
§ 4. Категория "гуманность" (жэнь1): любовь к людям и гармония мира.
§ 5. Категория "должная справедливость" (и): бескорыстная ответственность и соответствие смыслу.
Глава IV. Конфуцианская антропология.
§ 1. Концепция природы человека от Конфуция до Хань Юя.
§ 2. Концепции природы и чувственности от Сюнь-цзы до Чжу Си.
§ 3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван Янмином.
§ 4. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в конфуцианстве и категория "предопределение".
Раздел второй.
Древняя и средневековая Индия.
Глава I. Предварительные понятия
§ 1. "Ценности", блага и цели
§ 2. Границы этического.
§ 3. Оценки "извне" и "изнутри".
Глава II. Этическая дидактика.
§ 1. Аретология индийских религий.
§ 2. Моральные нормы совершенства.
§ 3. Моралистическая афористика и "наглядная проповедь".
§ 4. Этика и индийские пути к "освобождению".
Глава III. Этическое теоретизирование.
§ 1. Дискуссионное пространство эпохи первых философов.
§ 2. Философия нравственности и безнравственности шраманского периода.
§ 3. Философская этика буддистов и мимансаков.
§ 4. Индия и современная философская этика.
Раздел третий. Классическая арабо-мусульманская мысль......204
Глава I. Этика в арабо-мусульманской культуре.
§ 1. Понятия "мусульманская этика" и "этика в мусульманских обществах".
§ 2. Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре
§ 3. Системообразующие принципы мусульманской этики.
Глава II. Намерение-и-действие как предмет мусульманской этики.
§ 1. Предмет мусульманской этики. Намерение и действие.
§ 2. Правильность намерения-и-действия.
§ 3. Основные классификации намерений-и-действий в мусульманской этике.
Глава III. Благо и зло. Утилитаристская классификация намерений-и-действий.
§ 1. Понимание блага и зла в мусульманской этике.
§ 2. Утилитаристская классификация намерений-и-действий
Глава IV Пригодность. Апроприаторная классификация намерений-и-действий.
§ 1. Апроприаторная классификация намерений-и-действий..
§ 2. Обоснование интересов и их соотношение.
Глава V. Состояние и предрасположенность. Аффективная классификация намерений-и-действий.
§ 1. Аффективная классификация намерений-и-действий.
§ 2. Мусульманский этос.
Глава VI. Общие черты мусульманской этики.
§ 1. Отличительные черты мусульманской этики в контексте общих особенностей ислама.
§ 2. Макропроблемы мусульманской этики.
§ 3. Основные жанры, в которых обсуждалась этическая проблематика.
Глава VII. Философская разработка мусульманской этики в каламе, исмаилизме и суфизме.
§ 1. Калам и ранняя мусульманская мысль: ригоризация этики.
§ 2. Исмаилизм: императивная этика совершенствования.
§ 3. Суфизм: этика "растерянности".
Глава VIII. Этика в мусульманских обществах..
§ 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей.
§ 2. Политическая утопия: "добродетельный город" аль-Фараби.
§ 3. Интуитивизм: Ибн Сина и Ас-Сухраварди.
Литература.
Раздел четвертый. Европа: Античность.
Глава I. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов.
§ 1. Гомер.
§ 2. Гесиод.
§ 3. Семь мудрецов.
Глава II. Этика в ранней греческой философии.
§ 1. Анаксимандр.
§ 2. Гераклит.
§ 2. Пифагор и пифагорейцы.
§ 3. Парменид.
§ 4. Демокрит.
Глава III. Софисты, Сократ, сократики..
§ 1. Софисты.
§ 2. Сократ.
§ 3. Сократики.
Глава IV. Платон и Аристотель.
§ 1. Платон.
§ 2. Аристотель.
Глава V. Этические учения эпохи эллинизма.
§ 1. Эпикур.
§ 2. Стоицизм.
§ 3. Скептицизм.
Глава VI. Конец античной этики: Платин.
Литература.
Раздел пятый. Европа: Средневековье.
Введение.
Глава I. Основоположения средневековой морали
§ 1. Этический смысл "Посланий" ап. Павла (I в. н.э.).
§ 2. Божественное пари: контроверсия морализма и легизма.
§ 3. Раннехристианская литература.
Глава II. Недогматические формы морального сознания Средневековья.
§ 1. Синкретические доктрины первых веков новой эры.
§ 2. Недоктринальные формы бытийствования морали.
§ 3. Аскетическая традиция Восточной церкви.
Глава III. Формирование моралистической традиции Западной церкви.
§ 1. Амвросий Медиоланский.
§ 2. Аврелий Августин.
§ 3. Происхождение зла. Теодицея.
§ 4. Добродетели разума и добродетели веры.
§ 5. Григорий Великий
Глава IV. Схоластическая традиция в истории средневековой этики.
§ 1. Ансельм Кентерберийский. Диалог "О свободном выборе".
§ 2. Бернар Клервоский. "О благодати и свободной воле"
§ 3. Петр Абеляр. "Познай самого себя".
Глава V. Этика Фомы Аквинского.
§ 1. Воля и интеллект.
§ 2. Типология добродетелей.
Глава VI. Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама
Литература.
Раздел шестой. Европа: Новое время.
Введение.
Глава I. Гуманизм и Реформация.
§ 1. Лоренцо Валла.
§ 2. Джордано Бруно.
§ 3. Макиавелли.
§ 4. Лютер.
Глава II. XVII в..
§ 1. Декарт.
§ 2. Спиноза.
§ 3. Гроций.
§ 4. Гоббс.
§ 5. Локк.
Глава III. XVIII в.
§ 1. Этический сентиментализм.
§ 2. Мандевиль..
§ 3. Дидро.
§ 4. Гельвеций.
§ 5. Руссо.
Глава IV. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.
§ 1. Кант.
§ 2. Гегель.
§ 3. Фейербах.
Литература.
Раздел седьмой. Европа: XIX-XX вв.
Глава I. Антинормативный поворот в этике.
§ 1. Шопенгауэр.
§ 2. Маркс и марксистские традиции.
§ 3. Ницше.
Глава II. Основные этические учения.
§ 1. Утилитаризм.
§ 2. Эволюционная этика.
§ 3. Прагматизм.
§ 4. Фрейдизм.
§ 5. Феноменология.
§ 6. Экзистенциализм.
§ 7. Аналитическая этика и метаэтика.
Глава III. Современные дискуссии и тенденции.
§ 1. Новые споры вокруг старых нормативных программ.
§ 2. Прикладная этика.
§ 3. Постмодернизм.
Литература.
Раздел восьмой. Россия.
Введение.
Глава I. Нравоучение средневековой Руси (XI-XVII вв.).
§ 1. Нравоучение как вид христианского учительства.
§ 2. Этический "номинализм" нравоучительной литературы.
§ 3. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство.
§ 4. Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность.
Глава II. Нравоучительная философия Просвещения (сер. XVIII - первая треть XIX в.).
§ 1. Секуляризация этической мысли.
§ 2. Этическое образование. Место этики в системе нравоучительной философии.
§ 3. Нравственное учение масонства.
§ 4. Эстетический морализм русских романтиков.
Глава III. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.).
§ 1. Утилитарная переоценка морали: нигилистический и утопический морализм 60-х годов.
§ 2. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничества (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).
§ 3. Этическое "оправдание" христианства: этика "абсолютного добра" Ф.М. Достоевского; этика "непротивления злому" Л.Н. Толстого.
§ 4. Православно-христианское учение о нравственности: богословский морализм.
§ 5. "Научное" обоснование этического идеализма: этико-психологический синтез К.Д. Кавелина.
§ 6. Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики.
§ 7. Метафизический поворот в этике (80-90-е годы).
§ 8. Нравственная философия как система: этика "соборного добра" B.C. Соловьева.
§ 9. Этические итоги конца XIX в.
Глава IV. Философская этика: от этической автономии к институциональной морали (XX в.).
§ 1. Этический "ренессанс" начала века (1900-1922).
§ 2. Основные направления этической мысли.
§ 3. Пореволюционный этический идеализм в России (1918-1922).
§ 4. Этический "раскол": моральная идеология в Советской России и этика русского зарубежья (сер. 20-х - кон. 50-х годов).
§ 5. Неортодоксальные этические учения в Советской России.
§ 6. Этика русского зарубежья: основные учения.
§ 7. Советская этика. Общая характеристика (60-80-е годы).
§ 8. Российская этика. Основные тенденции развития (90-е годы).
Литература.
Приложение. Этика ненасилия.