Введение. 1. 1. Этика: понятие, определение, основная проблематика

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ

1.1. Этика: понятие, определение, основная проблематика

1.2. Восточная и античная этика: основные постулаты

1.3. Этика Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени

1.4. Предмет и категории марксистской этики

1.5. Этика терроризма

ЛИТЕРАТУРА

Практическое значение этики для решения социальных проблем современной эпохи и, в частности, проблемы формирования всесторонне развитой личности может быть реализовано только в тесном взаимодействии с другими науками — социологией, психологией, теорией общественного воспитания, педагогикой, а также эстетикой, с которыми этика имеет ряд пограничных проблем.

Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах.

Этика — это и наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи так называемой автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей.

Программа курса «ЭТИКА»

Раздел первый. Китай

Глава I. Китайская философия как суперэтика

Глава II. Четыре главные этические программы.

§ 1. Конфуцианство (жу цзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования.

§ 2. Даосизм (дао цзя): индивидуалистический натурализм - этика природосообразного недеяния.

§ 3. Моизм (мо цзя): религиозно-популистский утилитаризм - этика объединяющей любви и взаимной пользы.

§ 4. Легизм (фа цзя): законнический этатизм - этика тотальной власти.

Глава III. Категориальные основы китайской этики.

§ 1. Категория "благопристойность" (ли3) как единство этики и ритуала.

§ 2. Категория "благодать" (дэ): магическая сила и моральный императив.

§ 3. Категории "путь" (дао), "орудийные предметы" (ли2) и "великий предел" (тай цзи): синергия неба и человека в благом абсолюте.

§ 4. Категория "гуманность" (жэнь1): любовь к людям и гармония мира.

§ 5. Категория "должная справедливость" (и): бескорыстная ответственность и соответствие смыслу.

Глава IV. Конфуцианская антропология.

§ 1. Концепция природы человека от Конфуция до Хань Юя.

§ 2. Концепции природы и чувственности от Сюнь-цзы до Чжу Си.

§ 3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван Янмином.

§ 4. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в конфуцианстве и категория "предопределение".

Раздел второй.

Древняя и средневековая Индия.

Глава I. Предварительные понятия

§ 1. "Ценности", блага и цели

§ 2. Границы этического.

§ 3. Оценки "извне" и "изнутри".

Глава II. Этическая дидактика.

§ 1. Аретология индийских религий.

§ 2. Моральные нормы совершенства.

§ 3. Моралистическая афористика и "наглядная проповедь".

§ 4. Этика и индийские пути к "освобождению".

Глава III. Этическое теоретизирование.

§ 1. Дискуссионное пространство эпохи первых философов.

§ 2. Философия нравственности и безнравственности шраманского периода.

§ 3. Философская этика буддистов и мимансаков.

§ 4. Индия и современная философская этика.

Раздел третий. Классическая арабо-мусульманская мысль......204

Глава I. Этика в арабо-мусульманской культуре.

§ 1. Понятия "мусульманская этика" и "этика в мусульманских обществах".

§ 2. Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре

§ 3. Системообразующие принципы мусульманской этики.

Глава II. Намерение-и-действие как предмет мусульманской этики.

§ 1. Предмет мусульманской этики. Намерение и действие.

§ 2. Правильность намерения-и-действия.

§ 3. Основные классификации намерений-и-действий в мусульманской этике.

Глава III. Благо и зло. Утилитаристская классификация намерений-и-действий.

§ 1. Понимание блага и зла в мусульманской этике.

§ 2. Утилитаристская классификация намерений-и-действий

Глава IV Пригодность. Апроприаторная классификация намерений-и-действий.

§ 1. Апроприаторная классификация намерений-и-действий..

§ 2. Обоснование интересов и их соотношение.

Глава V. Состояние и предрасположенность. Аффективная классификация намерений-и-действий.

§ 1. Аффективная классификация намерений-и-действий.

§ 2. Мусульманский этос.

Глава VI. Общие черты мусульманской этики.

§ 1. Отличительные черты мусульманской этики в контексте общих особенностей ислама.

§ 2. Макропроблемы мусульманской этики.

§ 3. Основные жанры, в которых обсуждалась этическая проблематика.

Глава VII. Философская разработка мусульманской этики в каламе, исмаилизме и суфизме.

§ 1. Калам и ранняя мусульманская мысль: ригоризация этики.

§ 2. Исмаилизм: императивная этика совершенствования.

§ 3. Суфизм: этика "растерянности".

Глава VIII. Этика в мусульманских обществах..

§ 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей.

§ 2. Политическая утопия: "добродетельный город" аль-Фараби.

§ 3. Интуитивизм: Ибн Сина и Ас-Сухраварди.

Литература.

Раздел четвертый. Европа: Античность.

Глава I. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов.

§ 1. Гомер.

§ 2. Гесиод.

§ 3. Семь мудрецов.

Глава II. Этика в ранней греческой философии.

§ 1. Анаксимандр.

§ 2. Гераклит.

§ 2. Пифагор и пифагорейцы.

§ 3. Парменид.

§ 4. Демокрит.

Глава III. Софисты, Сократ, сократики..

§ 1. Софисты.

§ 2. Сократ.

§ 3. Сократики.

Глава IV. Платон и Аристотель.

§ 1. Платон.

§ 2. Аристотель.

Глава V. Этические учения эпохи эллинизма.

§ 1. Эпикур.

§ 2. Стоицизм.

§ 3. Скептицизм.

Глава VI. Конец античной этики: Платин.

Литература.

Раздел пятый. Европа: Средневековье.

Введение.

Глава I. Основоположения средневековой морали

§ 1. Этический смысл "Посланий" ап. Павла (I в. н.э.).

§ 2. Божественное пари: контроверсия морализма и легизма.

§ 3. Раннехристианская литература.

Глава II. Недогматические формы морального сознания Средневековья.

§ 1. Синкретические доктрины первых веков новой эры.

§ 2. Недоктринальные формы бытийствования морали.

§ 3. Аскетическая традиция Восточной церкви.

Глава III. Формирование моралистической традиции Западной церкви.

§ 1. Амвросий Медиоланский.

§ 2. Аврелий Августин.

§ 3. Происхождение зла. Теодицея.

§ 4. Добродетели разума и добродетели веры.

§ 5. Григорий Великий

Глава IV. Схоластическая традиция в истории средневековой этики.

§ 1. Ансельм Кентерберийский. Диалог "О свободном выборе".

§ 2. Бернар Клервоский. "О благодати и свободной воле"

§ 3. Петр Абеляр. "Познай самого себя".

Глава V. Этика Фомы Аквинского.

§ 1. Воля и интеллект.

§ 2. Типология добродетелей.

Глава VI. Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама

Литература.

Раздел шестой. Европа: Новое время.

Введение.

Глава I. Гуманизм и Реформация.

§ 1. Лоренцо Валла.

§ 2. Джордано Бруно.

§ 3. Макиавелли.

§ 4. Лютер.

Глава II. XVII в..

§ 1. Декарт.

§ 2. Спиноза.

§ 3. Гроций.

§ 4. Гоббс.

§ 5. Локк.

Глава III. XVIII в.

§ 1. Этический сентиментализм.

§ 2. Мандевиль..

§ 3. Дидро.

§ 4. Гельвеций.

§ 5. Руссо.

Глава IV. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.

§ 1. Кант.

§ 2. Гегель.

§ 3. Фейербах.

Литература.

Раздел седьмой. Европа: XIX-XX вв.

Глава I. Антинормативный поворот в этике.

§ 1. Шопенгауэр.

§ 2. Маркс и марксистские традиции.

§ 3. Ницше.

Глава II. Основные этические учения.

§ 1. Утилитаризм.

§ 2. Эволюционная этика.

§ 3. Прагматизм.

§ 4. Фрейдизм.

§ 5. Феноменология.

§ 6. Экзистенциализм.

§ 7. Аналитическая этика и метаэтика.

Глава III. Современные дискуссии и тенденции.

§ 1. Новые споры вокруг старых нормативных программ.

§ 2. Прикладная этика.

§ 3. Постмодернизм.

Литература.

Раздел восьмой. Россия.

Введение.

Глава I. Нравоучение средневековой Руси (XI-XVII вв.).

§ 1. Нравоучение как вид христианского учительства.

§ 2. Этический "номинализм" нравоучительной литературы.

§ 3. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство.

§ 4. Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность.

Глава II. Нравоучительная философия Просвещения (сер. XVIII - первая треть XIX в.).

§ 1. Секуляризация этической мысли.

§ 2. Этическое образование. Место этики в системе нравоучительной философии.

§ 3. Нравственное учение масонства.

§ 4. Эстетический морализм русских романтиков.

Глава III. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.).

§ 1. Утилитарная переоценка морали: нигилистический и утопический морализм 60-х годов.

§ 2. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничества (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).

§ 3. Этическое "оправдание" христианства: этика "абсолютного добра" Ф.М. Достоевского; этика "непротивления злому" Л.Н. Толстого.

§ 4. Православно-христианское учение о нравственности: богословский морализм.

§ 5. "Научное" обоснование этического идеализма: этико-психологический синтез К.Д. Кавелина.

§ 6. Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики.

§ 7. Метафизический поворот в этике (80-90-е годы).

§ 8. Нравственная философия как система: этика "соборного добра" B.C. Соловьева.

§ 9. Этические итоги конца XIX в.

Глава IV. Философская этика: от этической автономии к институциональной морали (XX в.).

§ 1. Этический "ренессанс" начала века (1900-1922).

§ 2. Основные направления этической мысли.

§ 3. Пореволюционный этический идеализм в России (1918-1922).

§ 4. Этический "раскол": моральная идеология в Советской России и этика русского зарубежья (сер. 20-х - кон. 50-х годов).

§ 5. Неортодоксальные этические учения в Советской России.

§ 6. Этика русского зарубежья: основные учения.

§ 7. Советская этика. Общая характеристика (60-80-е годы).

§ 8. Российская этика. Основные тенденции развития (90-е годы).

Литература.

Приложение. Этика ненасилия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: