Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Античная этика




Апатия(греч. apatheia), лат. tranquillitas animi) - термин античной этики: "бесстрастие" как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог - "безмятежность"). Начальное значение А. - неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429 a 29; Phys. 217 b 26 cf. Plat. Phileb. 33 de; Phaedr. 250 c). Этическое понятие А., восходящее к Платону (Phileb. 21 e; 33 b), начало оформляться в кинической (Антисфен - Diog. Laert. VI 2;15) и мегарской (Стильпон - Sen. Ep. 9,1) школах; упоминается Аристотелем (EN, 1104 b 24; EE, 1222 a 3 cf. II An. 97 b 23). Особое значение А. приобрела в этике стоицизма и понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики) трактовали А. как почти полное "бесчувствие", то стоики - как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего, 4 главные "страсти": печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки "внешних" вещей. Через Филона Александрийского (Leg. alleg. II 101; III 129; De plant. 98) термин А. усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Cl.Alex. Strom. IV 7,55,4; VI 9,74,1; VII 2,10,7). У Плотина А. вновь приобретает неэтическое значение (неаффицируемость умопостигаемого - Enn. III 6,6; V 8,3; 9,4; VI 5,3). В Новое время этическое понятие А. используется Спинозой и Кантом.

"Беседы" -произведение Эпиктета в четырех книгах (из первоначальных восьми). Жанр диатрибы стал у Эпиктета доминирующим; "Б." - это живая авторская речь, обращенная к читателю, то и дело перебивающая сама себя вопросами и отвечающая на них, диалог моралиста с самим собой. Практический идеал стоической доктрины, ее терапевтическая функция в устроении человеческой жизни нашли яркое воплощение в этих произведениях; они представляют собой также и медитативные приемы изменения состояний сознания, кристаллизации энергий души вокруг идей отрешенности и свободы. Отвлеченное знание, не претворенное в образ жизни, бессмысленно; философия - лишь средство сделать наше существование переносимым. Моралистика "Б." проникнута глубоким религиозным чувством. Во всем происходящем Эпиктет видит проявление единого божественного начала: универсального Бога как творца и промыслителя и личного Бога, опекающего каждого человека. Человек есть его частица и сродство Бога и человека должно превратить всю человеческую жизнь в богослужение; добродетель сама становится видом благочестия (1, 3; 1, 6). Но религиозность Эпиктета, в отличие от христианской, основана на культе разума и закона, а не чуда и благодати. Он повторяет благодарения Богу за его дары, главным из которых является человеческая жизнь. Безбрежный оптимизм Эпиктета основан на идее, близкой к христианству, согласно которой бытие является не натуральным свойством всякого сущего, а божественным даром. По сравнению с небытием даже самое незначительное и ущербное проявление бытия есть благо.




Киники- одна из сократических школ в Древней Греции, отождествлявшая добродетель и благо, практиковавшая природную простоту жизни, такую естественную минимизацию потребностей, когда различие между удовольствием и страданием теряет этическую значимость. Ее основателем считается слушатель Горгия, позже ученик Сократа Антисфен. Самым ярким более всех прославившим киническую идею учеником Антисфена был Диоген из Синопа. Из известных К. следует еще назвать ученика последнего Кратета и его жену Гиппархию (оба происходили из богатых аристократических родов); Кратет был учителем Зенона из Кития. Название школа получила от места преподавательской деятельности Антисфена - гимнасии Киносарг (букв. "Зоркий пес"), по другой версии - от слова kyon (собака), так как оппоненты Антисфена и его последователей называли их образ жизни собачьим; последние не рассматривали это как оскорбление, охотно обыгрывали сравнение с собакой, принимали его как самообозначение, Антисфен называл себя истинным псом, на могильном камне Диогена ученики изобразили собаку. Школа эта существовала в 3-4 вв. до н.э., возродилась в 1-3 вв. н.э., тесно смыкаясь с морализирующим стоицизмом, тогда же были созданы "Письма киников" (фиктивные письма, приписываемые Диогену, Кратету, Мениппу).



Киники сводили философию к этике, не признавая за физикой и логикой самостоятельной личностно формирующей роли. Общие им всем взгляды могут быть резюмированы в следующих тезисах: а) "предельная цель есть жизнь, согласная с добродетелью" (Диоген Лаэртский, VI, 104), счастье тождественно добродетели; б) добродетели можно научить и для нее не требуется ничего, кроме силы духа; в) путь к добродетели и способ добродетельной жизни - самоограничение, когда человек живет в простоте и ни в чем и ни в ком не нуждается; К. презирали богатство, славу, общественные условности, вели крайне неприхотливый образ жизни, создали собственную нищенскую "униформу": короткий двойной плащ на голое тело, нестриженые волосы, посох, сума; г) добродетель проявляется в поступках и не нуждается в особых знаниях.

Киренаики - одна из сократических школ в Древней Греции (IV-III вв. до н.э.), известная обоснованием и проповедью гедонизма как этического принципа. Ее основателем считается ученик Сократа Аристипп из Кирены (отсюда происходит название школы). Основные представители школы - дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший, Гегесий, Феодор, Анникерид.

Принято думать, что К. сводили философию к этике, считая физику и логику излишними для счастливой жизни. Секст Эмпирик приводит также другое мнение, согласно к-му физика и логика входят в качестве двух последних отделов в структуру этики К. состоящую из пяти частей: о целях деятельности, об аффектах, о поступках, о причинах, о достоверностях.

К. исходили из того, что единственно истинным, достоверным и постижимым для человека являются его внутренние состояния, ощущения (в этом вопросе они испытали влияние софистов). Ощущения подразделяются на легкие, мягкие (удовольствие) и резкие, бурные (боль, страдание). Удовольствие есть благо, к нему надо стремиться, страдание (неудовольствие, боль) есть зло, его надо избегать. Отсутствие удовольствия и страдания не является ни благом, ни злом. Специфика К. состояла не в том, что они считают удовольствие благом, а в том, что они не признавали иного блага, кроме удовольствия. Наслаждение нельзя понимать как отсутствие боли, оно представляет собой положительное переживание, точно также отсутствие наслаждения не равнозначно боли. Тождественное благу наслаждение привязано к настоящему, воспоминание блага или его ожидание не ведут к наслаждению, так как движение души со временем угасает. К. проводят различие между элементарным, простым и очевидным удовольствием как целью деятельности и счастьем, представляющим собой интегральное состояние, возникающее в результате сложения многих удовольствий. К счастью, считают они, стремятся не ради него самого, а ради отдельных частных удовольствий, из к-рых оно состоит.

К. утратили значение самостоятельной философско-этической традиции после Эпикура, в учении к-го свойственный К. пафос нравственной суверенности единичного индивида и гедонизм как этический принцип получили более адекватное и аргументированное воплощение. Вместе с тем опыт К. повлиял на восприятие эпикуреизма и в значительной степени явился причиной его вульгаризации. Слово "гедонизм" вошло в общекультурную лексику как обозначение склонности (часто безобразной) к чувственным удовольствиям.

Сочинения К. не сохранились. Основными источниками сведений о них являются Диоген Лаэртский и Секст Эмпирик.

Буддизм (санскрит buddha - просветленный) - одна из мировых религий. Возник в 6-5 вв. до н.э. в Индии. Легендарным основателем Б. считают Будду - царевича Сиддхартху Гаутаму (он же - Шакьямуни, т.е. "мудрец из рода шакьев"). В центре проповеди Будды - учение о срединном пути (между крайностями гедонизма и самоумерщвления) учение о четырех благородных истинах (о страдании, причине страдания, возможности устранения причины страдания и восьмеричном пути). Восьмеричный путь - это правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознавание и правильное сосредоточение. В учении о восьмеричном пути Будда указывает человеку способ самостоятельно стать совершенным. Высшая цель в Б. - прекращение бесконечного потока существований, ассоциируется с успокоением, затуханием, достижением абсолютного небытия (нирваны).

Даосизм

"И Цзинь"

Конфуцианство

Моизм

Янгизм

Иудаизма этика - совокупность имеющих для иудеев нормативный смысл предписаний, повествований и комментариев к ним, собранных в Ветхом Завете (прежде всего в Торе) и Талмуде.

И.э. теологична - и в обосновании, и по нормативному содержанию. Бог является библейским иудеям как верховный судья, постоянно направляющий свой народ. Поэтому Тора (Пятикнижие) - это не только божественно-санкционированные предписания (в мн. ч. torot), но и направление, показывающее (верный) путь (derek), где идти (halak). С санкции Бога она безусловно-обязательна и всеобща во всех подробностях; и в рассказах о патриархах-праведниках, и когда выражена категорически - в Декалоге, и казуистически - когда в ней разбираются типичные случаи. Разграничения между этической и юридической Торой провести нельзя; даже законы, содержащие принудительные санкции неотличимы в качестве юридических от заповедей не содержащих такие санкции (напр., законы, карающие за убийство, за оскорбление родителей и заповедь "Не укради" - Исх. 21:12 и сл.; 20:15. Ср.: 22:21). Будучи Божьим установлением, Тора для иудея всегда обязательна - независимо от государственной поддержки ее исполнения.

Хасидизм(от др.евр. "хасидут" - верность, святость) - религиозно-этическое учение, возникшее среди польских евреев во втор. пол. 17 в. Основными теоретическими произведениями раннего периода развития Х. считаются "Библейские комментарии" и "Молитвенник". Х. Представляет собой разновидность апокалиптического мессианизма, восходившего к мистической традиции каббалы. Особенно мощное влияние на Х. Оказала т.н. "лурианская каббала" (учение рабби Исаака Лурии, 15 в.). Согласно учению Лурии, мир возникает благодаря божественной эманации. Целый ряд сосудов, или сфер (сефирот), должны были воспринять божественный свет. Но сосуды не смогли соединиться с божественным светом и разбились, так что искры божественного света оказались заключенными в осколках разбитых сосудов. Таким образом, первоначальное единство Бога было разрушено, и мир погрузился в состояние космического отчуждения.

Родоначальником Х. считается Израиль Бешт (конец 17 в.), к-рый среди ученых мужей был удостоен титула Баал Шем Тов - "Мастера Святого Имени". Бешт утверждал, что искупление возможно через процесс восстановления - "тиккун". Соблюдая в своей жизни традиционные моральные заповеди и делая все с преданностью в душе, евреи помогают воссоединить божественные искры.





Дата добавления: 2015-04-17; просмотров: 407; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8237 - | 7894 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.53.231 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.