Предисловие. «крымский государственный медицинский

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Крымский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ медицинский

Университет ИМЕНИ С.И. Георгиевского»

Кафедра нормальной анатомии человека

В.С. Пикалюк, В.П. Шкуренко, М.А. Кривенцов, О. Я. Яровая

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ
ФАКУЛЬТЕТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

МОДУЛЬ 1

АНАТОМИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Учебно-методическое пособие

Для студентов медицинских

Вузов III-IV уровней аккредитации

Издание 3-е, дополненное и исправленное

Симферополь, 2012


ББК: 28.26

УДК: 611(07)

П36

В.С. Пикалюк, В.П. Шкуренко, М.А. Кривенцов, О. Я. Яровая

Организация учебной деятельности студентов медицинских факультетов при изучении анатомии человека по кредитно-модульной системе. Модуль 1. Анатомия опорно-двигательного аппарата. // Учебно-методическое пособие для студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровней аккредитации – Изд. 3-е, переработанное и исправленное. – Симферополь, 2012. - 264 с.

Рецензенты:

д.мед.н., профессор Т.А. Фоминых

д.мед.н., профессор А.И. Крадинов

Учебное пособие содержит методические материалы по системной анатомии рабочей системы человеческого организма (опорно-двигательному аппарату): остеологии, артросиндесмологии и миологии, структурированной на основе кредитно-модульной системы организации учебного процесса согласно положений Болонской декларации. Объем учебного материала первого модуля структурирован на 5 смысловых модулей: «Введение в анатомию», «Остеология», «Артросиндесмология», «Краниология», «Миология». Приведены новые материалы в главе «Введение в анатомию», значительно расширены разделы по остеологии и краниологии. В разделах «Артросиндесмология» и «Миология» представлена характеристика основных анатомо-топографических образований и их содержимого. Они дополнены практическими рекомендациями к препаровке, классификациями, описаниями топографий фасций и клеточных пространств, а данные о кровоснабжении и иннервации будут полезны не только при подготовке к третьему смысловому модулю, но и при изучении травматологии и ортопедии на 4-5 курсах.

Компьютерный дизайн и верстка Макалиш Т.П.

Все права авторов защищены. Разделы пособия не могут быть перепечатаны, занесены в память компьютера без предварительного письменного разрешения авторов.

© В.С. Пикалюк, В.П. Шкуренко, М.А. Кривенцов, О. Я. Яровая


Предисловие

С целью дальнейшего улучшения качества обучения студентов по анатомии человека нами осуществляется издание ряда учебных пособий, методическая часть которых построена в соответствии с требованиями учебной программы предмета по кредитно-модульной системе и направлена на оказание помощи студентам и преподавателям в организации и обеспечении учебного процесса.

Настоящее третье издание учебного пособия по анатомии опорно-двигательного аппарата существенно отличается от предыдущих. В новом издании, состоящем из пяти разделов, учтены замечания, пожелания и советы студентов и преподавателей. Значительно расширена глава, посвященная введению в анатомию, где отражены основные направления анатомии, принципы и методы анатомических исследований, периоды и этапы развития анатомии, дана базовая анатомическая терминология, половые, индивидуальные и возрастные особенности тела человека, основы общей гистологии, этапы развития человека в фило- и онтогенезе, норма, классификация аномалий развития.

Значительно расширены разделы по остеологии и краниологии. В них приведены данные о строении отдельных костей скелета, целостных образований черепа (глазницы, полости носа, черепных ямок и т.д.), особенностях развитии костей. Освещены отличия черепа новорожденного, дана характеристика возрастных изменений, изложены основы рентгенанатомии. Таблицы, содержащие краткие обобщающие сведения, сделаны более доходчивыми. В них систематизирован весь излагаемый материал.

Опорно-двигательный аппарат является важной частью анатомии человека, а один из ее разделов «Артросиндесмология» – посвящен изучению соединений костей. В настоящем учебно-методическом пособии содержатся сведения по общей и частной артросиндесмологии. В этих разделах подробно изложены развитие соединений костей, классификация соединений костей, непрерывные и прерывные соединения, биомеханика суставов, соединения костей туловища и головы, верхней и нижней конечности. Сведения о наиболее крупных суставах изложены по предложенной схеме ответа.

В разделе «Миология» содержатся сведения по общей и частной анатомии мышц, как активной части опорно-двигательного аппарата. Этот трудный раздел анатомии мы старались изложить кратко, по общепринятой схеме описания, с учетом различных признаков: области тела, происхождения мышцы, формы мышцы, анатомо-топографических взаимоотношений, направления мышечных волокон, отношения мышцы к суставам; приведены классификации скелетных мышц человеческого организма, приведены данные о границах областей, начала, прикрепления и функции мышцы, фасциях, топографической анатомии и клеточных пространствах туловища, головы, шеи, верхней и нижней конечностей.

Последний раздел пособия в виде сводной таблицы посвящен обзору движения тела, где отражены отделы скелета и суставы, в которых осуществляются движения, виды движений, мышцы, производящие движения.

При описании основных костных структур, образований черепа, суставов и связок, мышц в тексте наряду с общепринятыми русскими, даны латинские анатомические термины, принятые новой международной анатомической номенклатурой (Сан-Пауло, Бразилия – S-PNA) – 1997 г. В каждом разделе можно получить необходимую информацию об основах рентгенанатомии. Иллюстрации, включенные в данное издание, позволяют облегчить восприятие материала и способствуют более глубокому его осмыслению и усвоению.

В учебно-методическом пособии представлена характеристика основных анатомо-топографических образований опорно-двигательного аппарата. Эти данные в последующем будут востребованы в процессе изучения клинических дисциплин, а также позволяют обобщить знания, полученные во время обучения на первом и втором курсах, и будут способствовать формированию целостного представления о строении опорно-двигательной системы человека. Пособие ориентировано на кредитно-модульную систему обучения, и станет хорошим подспорьем для студентов медицинских, стоматологических и фармацевтических факультетов при организации внеаудиторной работы, при подготовке к очередной теме и самостоятельной работы на практических занятиях, а также может быть использован молодыми преподавателями и аспирантами, врачами-клиницистами различных специальностей, в частности челюстно-лицевыми хирургами, травматологами-ортопедами, нейрохирургами и др.

Учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию ЦМК и Координационным советом ГУ «Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: