Фирма как форма взаимодействия и согласования интересов

Рыночные и нерыночные формы координации выступают по отношению к фирме в виде внешних и внутренних факторов воздействия. Внешние формы рассматриваются традиционным анализом как рыночные, иначе, – ценовые способы координации производственной и экономической деятельности. Внутренние – означают построение определенной иерархии внутри фирмы, то есть, соподчиненности индивидуумов. Эффективность той или иной формы координации определяется сопоставлением рыночной (ценовой) и фирменной (иерархической) форм координации. Экономия на трансакционных издержках принимается за критерий эффективности. Преимущества фирмы, по сути, сведены к агрегированию трансакций в рамках данного хозяйствующего субъекта и возможным, за счет этого, снижением трансакционных издержек. Такой подход предполагает наличие одновременно структуры и форм координации, которые могут иметь как общие, так и специфические особенности, так как фирмы, действующие в экономике разнородны даже в пределах одной отрасли, одного вида деятельности.

Данный подход предполагает изучение экономических взаимодействий исходя из целостности и взаимопроникновения всех воспроизводственных стадий. Однако сферу производства и сферу обращения можно анализировать как относительно самостоятельные части процесса общественного воспроизводства. Такой подход позволяет считать, что рынок связан, прежде всего, со сферой обращения. В этом случае фирма балансирует на грани рыночных и нерыночных отношений, так как рынок не является местом производства, а фирма, как хозяйствующий субъект, производящий материальные блага, всегда есть место производства.

Фирма - форма взаимодействия и согласования интересов, которые можно сгруппировать как внутренние и внешние. К внутренним интересам относятся, прежде всего, интересы наемных работников и собственников бизнеса. Эти интересы взаимодействуют в противоречивом единстве и могут быть доведены до конфликта. Внутренний конфликт интересов между рабочим классом и капиталистами, контролирующими средства производства, рассматривал Карл Маркс еще в XIX веке. Отношения занятости были ареной классовой борьбы. Проблема отчуждения и эксплуатации труда, по мнению классика, могла быть решена путем разрушения капиталистической системы и передачей средств производства в собственность рабочих.

Проблема взаимоотношений труда и капитала стала предметом исследований институциональных экономистов. Среди них можно назвать Дж. Р. Коммонса, Ричарда Т. Эли и Т. Веблена, которые разделяли точку зрения Карла Маркса, что между рабочими и нанимателями существует фундаментальный конфликт интересов. Они строили свои идеи на реальных исследованиях и эмпирических наблюдениях условий труда и поведения нанимателей и рабочих. Однако, в отличие от Маркса, они считали, что этот конфликт интересов присущ всем организациям, независимо от политического и экономического контекста. Они подчеркивали необходимость переговоров, согласования и компромиссов, акцентируя внимание на свободных и демократичных принципах контрактных отношений, являющихся основой свободного предпринимательства.

К внешним интересам фирмы относят интересы фирмы во взаимодействии с государством, различными общественными организациями, поставщиками и потребителями и т.д. На определенной стадии развития, когда фирма начинает испытывать дефицит инвестиций для расширения своего бизнеса, накоплен производственный и финансовый потенциал, достаточный для публичных действий, в сферу внешних интересов фирмы вовлекаются различные типы инвесторов, значительное место среди которых занимают акционеры. Образуются Союзы предпринимателей. Появляется новый тип отношений, называемый корпоративными. В результате формируются новые предпринимательские структуры – корпорации. В рамках корпораций появляются новые группы интересов. Это, прежде всего, интересы акционеров компаний. Акционеры не однородны по количеству принадлежащих им акций, следовательно, неравнозначны и возможности каждого из собственников для установления контроля над компанией. В силу этого отношения между акционерами, а также акционерами и менеджментом компании развиваются в противоречивом единстве, нередко доводя противоборствующие стороны до конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: