Бортовые системы искусственного интеллекта

При полете на современных ЛА экипаж работает на пределе своих интеллектуальных и психофизических возможностей. Объем информации, поступающей от бортовых датчиков и наземных технических систем, постоянно увеличивается в связи с применением таких средств, как активные радиолокационные ФАР, усовершенствованные ИК датчики, цифровые системы хранения данных о рельефе местности, широкополосная аппаратура передачи данных. По мере увеличения объема информации возможности летчика по объединению всей информации, точной оценке обстановки, анализу различных вариантов и выполнению необходимых действий снижаются. В связи с этим возникает потребность в использовании специальных средств оказания помощи летчику.

Более того, общая эффективность бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) может быть значительно повышена в сравнении с эффективностью существующих систем. Комплексный подход к использованию большого количества данных в полете может обеспечить на самолетах 90-х годов выполнение следующих функций:

· автоматизированное общее планирование маршрутов полетов с целью повышения живучести, оптимизации расхода топлива, повышения координированности действий своих войск и эффективности управления войсками;

· автоматизированное планирование маршрута на отдельных участках полета с огибанием рельефа местности и облетом препятствий;

· автоматизированная оценка опасности по данным от всех источников (датчиков и систем связи);

· автоматизированная оценка эффективности различных вариантов ответных действий;

· автоматизированное распознание воздушных, наземных и морских целей за пределами визуальной видимости;

· автоматизированная координация действий по планированию маршрутов, управлению полетом, сопровождению целей и управлению оружием для повышения эффективности доставки оружия к цели;

· автоматизация процессов управления режимами работы датчиков для обеспечения централизованного использования всего комплекта датчиков и повышения качества получаемой информации;

· возможное координированное управление информационной системой ограниченной группы самолетов для увеличения общего располагаемого объема информации на каждом борту группы.

Реализация этих функций позволит выйти на качественно новый уровень автоматизации БРЭО. Решение указанных проблем во многом определяется достижениями в области искусственного интеллекта. Последние 5-7 лет эта область прикладных исследований развилась очень высокими темпами.

Исследования в области искусственного интеллекта на:

· расширение возможностей систем по принятию решений;

· создание методов самообучения, позволяющих экспертной системе (ЭС) модифицировать базу знаний и правила принятия решений;

· разработку универсальных способов представления знаний;

· создание устройств ввода-вывода информации, понимающих человеческую речь, а также обеспечивающих работу с графической информацией;

· отработку методов, позволяющих независимым ЭС взаимодействовать между собой в решении сложных задач;

· исследование ЭС, которые могли бы использоваться в качестве систем управления базами знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: