По району плавания

По способу передвижения

Самоходные — это суда приводимые в движение механическими установками.

Несамоходные — всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (пантоны, дебаркадеры и т. д.).

По назначению

Транспортные суда — катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее чем 12 человек*. Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

* Пассажирскими судами по Регистру называются суда для перевозки 12 и более пассажиров.

Судовые шлюпки подразделяются па спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строятся в соответствии со специальными международными или национальными правилами, служат для спасения команды и пассажиров при аварии с судами, а рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок.

Суда индивидуального пользования (любительские), служащие для культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов.Маломерные суда индивидуального пользования могут принадлежать как организациям, так и отдельным гражданам. Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и систем с разнообразным режимом эксплуатации, самые разнообразные габариты, обводы и прочность корпусов.

По району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах.

Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках, — минимальная осадка. Внутренние судоходные пути — реки, озера, водохранилища — разделяются Речным Регистром в зависимости от районов, где могут плавать поднадзорные Речному Регистру суда, на четыре разряда: М, О, Р, Л. Соответственно подразделяются по этим же классам (М, О, Р, Л) суда, поднадзорные Речному Регистру.

Суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии волн высотой 3 м и длиной 40 м. Условия — приближенные к морским. Это суда с повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, т. е. с увеличенной плавучестью, остойчивостью и т. д.

Суда класса О рассчитаны для плавания при наличии волн высотой до 2 м и длиной 20 м. Условия плавания — озерные.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1, 2 м и длиной 12, 5 м. Условия плавания речные, как правило, магистральные реки и большие притоки.

Суда класса Л могут плавать только при незначительном ветровом волнении на поверхности воды. Они имеют малую осадку для того, чтобы плавать на небольших глубинах

Класс судна Минимальный надводный борт, мм Условия плавания на волнении Удаление от берега, м
по балльности волнения высота волны
         
Первый   до 1 балла 0,50  
Второй   до 2 баллов 0,75  
Третий   до 3 баллов 1,25  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: