Древний Египет. Первые плавания египтяне совершили по Нилу

Первые плавания египтяне совершили по Нилу.

Нил – главная водная магистраль древнего Египта. Его длина – 6671 км (самая длинная река в мире!).

Для плавания по Нилу египтяне использовали сначала плоты, а начиная с примерно 3500-го года до н. э., лодки, изготовленные из папируса.

Нос и корма лодок были специально приподняты, чтобы их легче было перетаски-

вать через отмели (рис. 1.2).

Как только египтяне догадались еще выше поднимать нос и корму при помощи

тросов (тяжей, оттяжек), они стали выходить на этих кораблях в море.

Рис. 1.2. Корабли Древнего Египта. На обоих кораблях нос и корма приподняты

Известно, что египтяне первыми открыли и освоили морские пути вдоль берегов Африки в Пунт - «страну бога» (рис. 1.3).

Пунт в наши дни - это государства Сомали и Йе­мен, расположенные южнее Егип-

та на африканском побережье. Из Пунта на кораблях в Египет доставлялись ароматиче-

ские смолы.

Рис. 1.3. Карта Древнего Египта. На ней отсутствует Суэцкий канал (тогда его не было)

Первым исторически доказанным следует считать пла­вание в XXVI в. до н. э. при фараоне Сахуре. Экспедиция отправилась на юго-восток из Суэцкого залива, прошла вдоль всего бе­рега Красного моря (около 2000 км) и через открытый ими Баб-эль-Мандеб-

ский пролив вышла в Аденский залив Аравийского моря.

В результате этой экспедиции египтяне привезли в Египет черное дере­во, мирру и большое количество электрума (золото с примесью серебра).

Затем торговые связи с Пунтом становятся более регу­лярными. Египтяне установи-

ли, что удобнее выходить не из узко­го и опасного Суэцкого залива, а из одного из пунктов на берегу Красного моря, плавание надо начинать в июне, когда дуют попут­ные северо-западные ветры, а возвращаться - осенью при юго-восточных ветрах (рис. 1.4).

Плавание обычно длилось 2-3 месяца, но часть пути приходилось идти на веслах.

Рис. 1.4. Водные маршруты древних египтян

В начале III тыс. до н. э. египтяне стали выходить и в Средиземное море, ведя тор-

говлю со страной Рутену (Эбла -Палестина и Сирия) и населением Эгейских островов.

Из портовых городов на восточном побережье Средиземного моря (в наши дни – Ливан, Сирия) в Египет постоянно доставлялся ливанский кедр, который был более каче-

ственным строительным материалом, чем дере­вья, растущие вдоль Нила.

Предполагается, что в те же времена египтяне достигли берегов нынешней Амери-

ки.

Для проверки этой гипотезы норвежский ученый-исследователь Тур Хейердал орга

низовал 2 экспедиции от берегов Африки к берегам Америки на парусных плотах Ра-1 (1969 г.) и Ра-2 (1970 г.). (Ра – бог солнца в древнем Египте).

Плавания показали, что папирус выдерживает два-три месяца пла­вания в море, за-

тем намокает. Корпус плота или лодки постепенно погружается в воду, поэтому их ско-

рость уменьшается. В конце-концов плот или лодка тонут.

Правда, Ра-1 затонул раньше, но это было связано с большим волнением на море и с тем, что экипаж не подтянул спас­ти, управляющие изгибом кормы. Корма намокла и

плот разрушился.

На Ра-2 корма была с самого на­чала плавания подтянута достаточно высоко. Ра-2 отплыл из Сафи (город и порт в Марокко, Западное побережье Африки) и через два меся

ца, перейдя Атлантический океан, достиг г. Бридж­таун, столицы Барбадоса (на о. Барба-

дос, входящем в группу Малых Антильских островов - севернее Венесуэлы).

Конструктивно Ра-2 строился из корот­ких пачек папируса. Длинные тяжи гораздо меньше впитывают воду. Ра-2 строили боливийские индейцы, живущие на озере Титика-

ка. Они с древности и до сих пор плавают на таких камышовых судах, называя их тото-рас.

Рис. 1.5. Судно фараона Рамзеса (1195 г. до н.э)

В 1952 году в южной части пирамиды Хеопса археологи обнаружили корабль фараона, построенный в 2500 году до н. э. Длина его достигала 43, ширина — 6 метров, водоизмещение - 40 тонн.

Ученые собрали его, пропитали консервирующими растворами (в пирамиде он лежал в разобранном виде) и поместили в специальном музее возле пирамиды. Судно состояло из 1224 частей.

В древнем Египте построили и самое большое из созданных до нашей эры судов. Во времена знаменитой египетской царицы Хатшенсут, для того, чтобы от скал Асуана доставить два гранитных обелиска весом по 350 тонн; а длиной по 29 метров, было построено судно длиной 63 и шириной 21 метр, водоизмещением в полторы тысячи тонн.

В V в. до н.э. через Суэцкий перешеек был прорыт Суэцкий канал, связавший вод-

ным путем Средиземное и Красное моря. Позже он был засыпан песком пустыни.

Повторно Суэцкий канал был построен и открыт в 1869 г. и соединяет г. Суэц на Красном море с г. Порт-Саид на Средиземном море. Длина канала – 161 км, глубина – 12,5-13 м, ширина 120-150 м. Канал не имеет шлюзов.

Морским путем осуществлялась и переброска войск. Египет­ский военачальник и судостроитель Уна составил первый в исто­рии мореплавания отчет об одной карательной экспедиции в Се­верную Палестину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: