Плавание 65 10 страница

Виды утопления

Различают три вида утопления: мнимое, собственно утопле­ние и асфиксическое.

Мнимое утопление (белая асфиксия) возникает при попадании небольшого количества воды в дыхательные пути. Это вызывает спазм голосовой щели и рефлекторное прекращение дыхания и работы сердца. У таких потерпевших легкие обычно свободны от воды, пенистая жидкость изо рта и ноздрей не выделяется, кож­ные покровы и слизистые оболочки бледные и холодные.

При белой асфиксии человека можно оживить через 10— 30 мин после случившегося утопления.

Собственно утопление (синяя асфиксия) характеризуется проникновением воды в альвеолы легких и прекращением ды­хания. Нарушается кровообращение. У потерпевшего отмеча­ется избыток углекислого газа в крови. Кожные покровы в этом случае, особенно ушей, кончиков пальцев, слизистая губ, име­ют фиолетово-синюю окраску. Вены вздуты, лицо отечное, изо рта выделяется пена. Могут иметь место гемолиз (разрушение оболочек эритроцитов и выход содержимого гемоглобина в плаз­му крови), фибрилляция сердца.


При этом виде утопления человека можно оживить, если его пребывание под водой длилось не более 4—6 мин.

Асфиксическое утопление является промежуточным состо­янием между белой асфиксией и синей асфиксией.

Оживить человека можно только в том случае, если он нахо­дился под водой не более 10 мин.

Следует помнить, что при утоплении в морской воде гемолиз и фибрилляция сердца не отмечаются, нарушается лишь внеш­нее дыхание.

При утоплении в холодной воде сроки наступления клини­ческой смерти удлиняются, так как протекание жизненных функций несколько замедляется. Таких потерпевших можно оживить и через 20, и через 30 мин пребывания под водой.

Независимо от сроков пребывания человека под водой необ­ходимо предпринимать все меры к спасению и прекращать ме­роприятия по спасению лишь после появления явных призна­ков смерти.

Признаки смерти: появление трупных пятен, трупное око­ченение мышц, явное снижение температуры тела, отсутствие зрачкового рефлекса.



Глава V ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого воспитания, как и любого другого педагогического про­цесса, является обучение, которое включает в себя обучающую деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познава­тельную деятельность учащихся (учение).

Наряду с общими дидактическими положениями, препода­вание и обучение в плавании характеризуются своими особен­ностями, которые определяются тем, что предметом обучения являются специфические двигательные действия пловца. Они лежат в основе передвижений в воде.

Методика обучения* и преподавания помогает ответить, на вопросы: как обучаться? Как преподавать?

Закономерности передвижений в воде наиболее ярко отраже­ны в технике и в хорошо изученных и доведенных до совершен­ства способах спортивного плавания. Именно в рамках спорта, в основе которого лежит, прежде всего, соревновательная прак­тика, способы плавания, техника в наибольшей степени совер­шенствовались и достигли на сегодняшний день наивысшего развития. Достичь высочайшего совершенства в технике спортив­ного плавания, как показывают опыт и практика, может лишь человек, систематически занимающийся спортивной трениров­кой. Что представляют собой эти систематические занятия, каковы их основные составляющие элементы, какова последо­вательность и каков путь достижения высокого мастерства в плавании — на все эти вопросы можно получить ответ, изучая методику обучения и закономерности спортивной тренировки.

Обучение плаванию дошкольников

Цель физического воспитания: содействовать развитию лич­ности ребенка.

* Метод — способ теоретического исследования или практического осуществле­ния чего-нибудь. Методика — совокупность методов исследования или практи­ческого осуществления чего-нибудь (Словарь русского языка. СИ. Ожегов, 1953).


При решении задач физического воспитания дошкольников плавание используется как средство закаливания, как игра и развлечение, ведущие к расширению фонда двигательных уме­ний и навыков ребенка.

Обучение плаванию школьников

Цель физического воспитания: содействие всестороннему развитию личности.

Задачи физического воспитания:

— укрепление здоровья, содействие нормальному физичес­кому развитию;

— обучение жизненно важным двигательным умениям и на­выкам;

— развитие двигательных (кондиционных и координацион­ных) способностей;

— приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

— воспитание потребности и умения самостоятельно зани­маться физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

— содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Все перечисленные задачи физического воспитания школь­ников решаются и средствами плавания. Вместе с тем помимо указанных можно выделить группу специальных задач:

— адаптироваться к водной среде, исключить водобоязнь;

— научиться свободно держаться на воде;

— овладеть необходимым фундаментом двигательных уме­ний и навыков, нужных для последующего овладения техни­кой спортивного плавания;

— овладеть техникой спортивных способов плавания;

— овладеть техникой прикладного плавания;

— научиться оказывать первую помощь пострадавшему;

— способствовать закаливанию организма;

— воспитывать привычки личной гигиены;

— использовать плавание в системе спортивной тренировки.

Спортивная тренировка в плавании

Цель спортивной тренировки: достижение максимально вы­соких спортивных результатов.





Для ее успешного достижения решаются следующие задачи:

— воспитание целеустремленности, трудолюбия, дисципли­нированности;

— воспитание морально-волевых качеств спортсмена;

— укрепление здоровья;

— воспитание физических качеств;

— освоение техники плавания и ее совершенствование;

— освоение тактического мастерства и его совершенство­вание;

— изучение теоретических основ техники спортивного пла­вания, методики тренировки, правил соревнований; приобре­тение необходимых знаний и навыков по вопросам самоконт­роля спортсмена, спортивной гигиены, режима, особенностей питания спортсмена.

В настоящее время принята четырехэтапная периодизация многолетней спортивной тренировки. Так как возраст высших достижений в плавании составляет для девушек 17—20 лет, а для юношей — 19—22 года, многолетняя тренировка может охватывать период в 10—12 лет. Разумеется, в соответствии с закономерностями роста и развития организма детей и подро­стков каждый из этапов многолетней подготовки спортсмена в плавании имеет свои задачи.

1-й этап. Предварительная спортивная подготовка. Ее за­дачи:

— формирование устойчивого интереса к занятиям плава­нием;

— обучение основам техники спортивных способов плавания и широкому кругу двигательных умений и навыков;

— укрепление здоровья;

— ликвидация недостатков физического развития;

— улучшение физической подготовленности;

— отбор детей, пригодных для специализации в плавании, на основе морфологических критериев и показателей двигатель­ной одаренности.

2-й этап. Базовая подготовка. Ее задачи:

— формирование разностороннего двигательного потенциа­ла и функциональной базы;

— совершенствование технической подготовленности на ос­нове комплексного плавания с постепенным углублением пла­вательной специализации в одном или двух способах плавания;

— всемерное укрепление здоровья спортсмена; закалка орга­низма; освоение правильного режима; привитие необходимых гигиенических навыков;


— отбор наиболее одаренных пловцов с учетом морфологичес­
ких критериев, предпосылок выносливости и специальной силы.

3-й этап. Углубленная специализация. Ее задачи:

— повышение общего функционального уровня, постепенная подготовка организма спортсмена к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования;

— дальнейшее совершенствование технической и тактичес­кой подготовленности;

— формирование устойчивой мотивации перенесения боль­ших тренировочных нагрузок и профессионального отношения к спортивной деятельности.

4-й этап. Спортивное совершенствование. Его задачи: г* освоение тренировочных нагрузок, характерных для со­временного спорта высших достижений;

— поддержание высокого уровня функциональной подготов­ленности;

— совершенствование специальных двигательных спобобно-стей и технико-тактического мастерства;

— стабилизация техники в условиях ответственных сорев­нований;

— достижение спортивных результатов международного класса;

— поддержание высокого уровня спортивной мотивации.
Возрастные границы этапов спортивной подготовки.

1-й этап. Начало: девочки — 7—9 лет; мальчики — 8—10 лет.

Средняя продолжительность — 1—2 года.

2-й этап. Начало: девочки — 9—10 лет; мальчики — 10— 11 лет.

Средняя продолжительность — 3—4 года.

3-й этап. Начало: девочки — 12—14 лет; мальчики — 13— 15 лет.

Средняя продолжительность этапа — 3—4 года.

4-й этап. Начало: девушки — 15—16 лет; юноши — 1619 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: