Источники конституционного права Республики Беларусь

Под источниками конституционного права понимаются действующие нормативные акты (в отдельных странах – правовые обычаи и судебные прецеденты), в которых закрепляются конституционные нормы.

В своей совокупности источники конституционного права имеют четко выраженную иерархическую систему. Это означает, что нормативные акты располагаются в зависимости от их юридической силы. Чем более значимым является акт, тем он занимает более высокую ступеньку в иерархии источников. При этом нижестоящие акты не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Анализ белорусского законодательства (Конституции, Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г.), а также мнений ученых позволяет выделить следующую систему источников конституционного права:

1) Конституция Республики Беларусь – Основной закон государства;

2) решения республиканского референдума, в которых содержатся нормы конституционного права;

3) законы об изменении и дополнении Конституции;

4) акты толкования Конституции, принимаемые парламентом;

5) органические законы, которые принимаются в развитие конституционных положений (Закон о президенте, Закон о правительстве, Закон о гражданстве и др.);

6) обычные законы при условии, если в них получают развитие нормы конституционного права (например, Закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» от 26 ноября 2003 г.);

7) декреты и указы Президента Республики Беларусь, имеющие конституционно-правовой характер;

8) постановления Правительства, принятые в развитие Конституции, законов и актов Президента Республики Беларусь;

9) решения Конституционного суда, имеющие отношение к конституционным нормам и практике их применения;

10) акты (решения) местных органов управления и самоуправления, реализующие конституционные положения на местном уровне;

Что касается международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь, то они в соответствии со ст.8 Конституции имеют приоритет перед национальным законодательством. Однако их положения должны быть имплементированы (включены) соответствующими нормами права (законами, президентскими актами и др.). Поэтому международные договоры не являются для Республики Беларусь источниками прямого действия. Примером тому могут служить Международные пакты о правах человека, ратифицированные Белорусской ССР в 1973 г. и подтвержденные Верховным Советом Республики Беларусь в сентябре 1992 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: