Система конституционного права – понятие и элементы

Понятие, черты конституционного права. Предмет конституционного права

Конституционное право - это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие вопросы государственного и общественного устройства.

Предмет конституционного права – совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

- Охрана прав и свобод человека (отношения между государством и человеком);

- Устройство государства и государственной власти (властные отношения).

Другими словами конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека – по отношению к другим людям и к государству.

Источники конституционного права – нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права относятся:

- Конституция Республики Беларусь.

- Законы, принимаемые парламентом.

- Декреты, издаваемые Президентом Республики Беларусь, имеющие силу законов.

- Указы, распоряжения Президента Республики Беларусь.

- Постановления палат Парламента Республики Беларусь.

- Регламенты палат Парламента Республики Беларусь.

- Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.

- Акты международного права (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и др.).

Система конституционного права – это совокупность государственно-правовых норм, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих норм. К основным элементам системы конституционного права относят такие понятия как принципы конституционного права, конституционно-правовые институты и нормы конституционного права.

Под принципами понимаются основополагающие идеи, начала, которые определяют суть и характеристику данной отрасли права. Самые общие принципы закрепляются в Конституции. Например, народный суверенитет, народное представительство, принцип верховенства права, принцип разделения властей, принцип свободы личности, принцип судебной защиты прав и свобод, равноправие граждан. Эти принципы записаны в первых статьях конституции (ст.ст.2-9,18 Конституции Республики Беларусь).

Институты конституционного права – это определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения, т.е. такие отношения, которые можно обозначить одним общим понятием.

Структура Конституции и есть перечисление важнейших институтов конституционного права. Это институт правового статуса личности, институт гражданства, институт парламента, президента, правительства, избирательное право и т.д. В конституционном праве различают крупные институты и субинституты, являющиеся частью первых. Например, институт правового статуса личности, включает институт гражданства, институт политических прав.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Нормы имеют структуру: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако в конституционном праве нормы не соответствуют классическому делению. Как правило, вся норма представляет собой диспозицию. Санкция бывает перенесена в другую отрасль права.

Как и в других отраслях права, по характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают:

- императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту свободы выбора, а четко предписывает поступать с указанием. Например, ст.106. Конституции Республики Беларусь «Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь».

- диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом действовать, Как правило, такая норма выражена словами «может». Например, ст.106 Конституции Республики Беларусь «Премьер-министр может поставить перед Палатой Представителей вопрос о доверии правительству…».

По функциональной направленности: нормы регулятивные и охранительные. К регулятивным относится большинство норм, и они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы часто представляют собой запреты. Например, ст.86 Конституции Республики Беларусь «Президент не может занимать другие должности», ст.94 «Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения».

По характеру регулируемых отношений: нормы материальные и процессуальные т.е. составляющие материальное и процессуальное право. Например, к материальным нормам относятся нормы регулирующие имущественные, трудовые, семейные отношения и т.д. Процессуальные нормы устанавливают порядок производства, деятельности какого либо института, например, ст.95.Конституции Республики Беларусь «Палаты собираются на две очередные сессии в году».

По действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные. Большинство норм постоянные, т.е. срок действия не определяется. Временные нормы содержатся в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные устанавливаются на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования (ч.4 ст.94 Конституции Республики Беларусь: «Палаты не могут быть распущены в последние шесть месяцев полномочий Президента…».

По территории действия: нормы республиканские и местные. К числу первых относятся нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти, к числу вторых, нормы действующие в пределах административно-территориальной единицы и устанавливаются местными органами.

Таким образом, система конституционного права Республики Беларусь представляет собой:

- основы конституционного строя;

- основные права и свободы человека и гражданина;

- избирательная система (избирательное право);

- президентская власть;

- законодательная власть;

- исполнительная власть;

- судебная власть;

- местное управление и самоуправление;

- порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: