Термин «конституция» (от лат. constitutio - установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлений императоров. Однако в собственном (государственно-правовом) смысле термин «конституция» стал использоваться после буржуазных революций. Первая в мире конституция была принята в США 17 сентября 1787 г. На европейском континенте первой по времени считается Конституция Речи Посполитой, принятая 3 мая 1791 года. Первая Конституция Французской Республики была принята в сентябре 1791 года.
Сущность конституции традиционно связывают с отражением сложившихся в обществе отношений. Путем принятия конституции государство закрепляет систему органов государственной власти, их полномочия, а также наделяет граждан определенными правами и свободами. Тем самым, на конституционном уровне устанавливаются принципы взаимоотношений между государством и гражданами.
В современной науке конституционного права общепризнанным является подход к конституции как своеобразному компромиссу между государством и обществом. По мнению профессора Василевича Г.А., демократическая сущность конституции наиболее полно проявляется тогда, «когда в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных групп общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом» (см.: Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – М., 2002, с.51.).
|
|
В учебниках по конституционному праву даются различные определения конституции как основного закона государства. Одно из стандартных определений приводится в учебном пособии под редакцией белорусского автора А.И.Сухарковой:
«Конституция – Основной закон государства, выражающий волю народа и закрепляющий основы конституционного строя и политики государства, основы правового положения личности, государственное и административно-территориальное устройство, систему и виды органов государства, принципы их организации и деятельности, порядок принятия Конституции и законов Республики Беларусь» (см.: Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах. – Мн., 2002, с. 14).
Сущность конституции предопределяет ее отличительные признаки по сравнению с другими актами законодательства. К числу таких признаков в юридической литературе относят следующие положения:
1) принимается народом или от имени народа;
2) обладает высшей юридической силой;
3) имеет наиболее широкую сферу правового регулирования;
4) учреждает систему государственных органов;
5) принимается на длительную перспективу;
6) имеет особый механизм обеспечения и охраны;
|
|
7) предусматривается особый порядок внесения изменений и дополнений.
По общему признанию, конституция является общественным соглашением и поэтому должна выражать волю и интересы большинства общества. Не случайно, конституции многих государств начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем и т.п.) настоящую конституцию».
Конституция признается основным законом государства и в этой связи занимает главенствующее положение в системе источников права. Все иные законодательные акты должны соответствовать конституции. В европейских государствах функцию правовой охраны конституции выполняют конституционные суды, которые в установленном порядке могут признавать нормативные акты не соответствующими конституции и, как следствие, не имеющими юридической силы.
Как выше отмечалось, конституционные нормы регулируют в общем виде все сферы государственной, общественной и личной жизни. Они носят универсальный характер в том смысле, что касаются всех государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан.
Конституция закрепляет систему органов государственной власти и местного самоуправления, высших должностных лиц, порядок их избрания (назначения), основные полномочия, срок деятельности и т.п. В этом смысле говорят, что конституция имеет учредительный характер. В развитие конституционных положений обычно принимаются органические законы, конкретизирующие правовой статус тех или иных государственных органов и высших должностных лиц.
Конституция является законом длительного действия. Она призвана обеспечить стабильность государственного и общественного строя, действующей правовой системы, в том числе прав и свобод граждан.
Конституция имеет особый механизм обеспечения и охраны. Это проявляется в том, что в самой конституции закрепляются гарантии реализации правовых норм. На конкретные государственные органы (парламент, президента, правительство, суды) возлагается обязанность следовать конституционным нормам и обеспечить их соблюдение в деятельности других государственных органов и должностных лиц.
Особая роль в охране конституции отводится конституционному суду, который призван осуществлять контроль за соответствием Конституции всех нормативных актов, издаваемых государственными органами.
Для придания конституции стабильности предусматривается особый порядок ее принятия, а также внесения в нее изменений и дополнений (об этом см. ниже).