В Конституции Республики Беларусь вопрос об изменении и дополнении конституционных норм регулируется в разделе VIII (ст.ст. 138 – 140). В соответствии с указанными нормами предусматривается два способа внесения поправок в Конституцию: через парламент и через референдум. Рассмотрим каждый из этих способов.
Первый способ внесения изменений и дополнений в Конституции реализуется в следующем порядке:
1) с инициативой по данному вопросу выступает Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом;
2) предполагаемые изменения и дополнения в Конституцию облекаются в форму законопроекта, который вносится в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
3) указанный законопроект обсуждается в каждой из палат Парламента в двух чтениях, при этом временной промежуток между обсуждениями должен составлять не менее трех месяцев;
4) поправки в Конституцию считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента;
|
|
5) изменения и дополнения в Конституцию не должны приниматься в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Следует иметь в виду, что поправки в разделы 1, 2, 4 и 8 Конституции (независимо от объема и содержания) могут вноситься только через референдум.
Второй способ внесения изменений и дополнений в Конституцию является более масштабным и трудоемким. Он связан с проведением республиканского референдума.
Правом назначения республиканского референдума обладает Президент Республики Беларусь (п.1 ст.84 Конституции). С инициативой по данному вопросу могут выступать обе палаты Парламента, а также граждане Республики Беларусь в количестве не менее 450 тысяч, в том числе не менее 50 тыс. от каждой области и города Минска.
Результаты конституционного референдума подводит Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и республиканским референдумам. Решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовало большинство избирателей, включенных в списки для голосования.
Разделы I, II, IV и VIII Конституции с учетом их важности для судьбы государства и общества могут быть изменены только путем проведения референдума.
От поправок в Конституцию следует отличать акты толкования Конституции. В соответствии со ст.97 Конституции правом толкования положений Конституции наделяется Парламент. Указанные вопросы он рассматривает по инициативе Президента либо не менее 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом.
Акты толкования Конституции облекаются в форму конституционных законов и являются составной частью Конституции Республики Беларусь. В практике белорусского парламента случаи толкования конституционных норм носят единичный характер.