Референдум: понятие, виды, порядок проведения

Референдум (народное голосование) – это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявления мнения граждан по этим вопросам.

Референдумы являются достаточно распространенной формой привлечения народа к решению государственных дел. На протяжении длительного времени они используются в Швейцарии, Франции, Италии, Швеции и других странах.

В Конституции Республики Беларусь вопросу о референдуме посвящена глава 2 «Референдум (народное голосование)». В Избирательном кодексе Республики Беларусь имеется раздел 7 «Референдум» (ст.ст. 111 – 128).

Референдумы могут быть республиканскими и местными. На республиканские референдумы выносятся важнейшие вопросы государственной и общественной жизни страны. На такой референдум запрещается выносить следующие вопросы:

1) которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

2) связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

3) о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

4) об амнистии и о помиловании.

На местный референдум выносятся вопросы, имеющие важное значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции местных органов власти.

Первый республиканский референдум состоялся 14 мая 1995 г. На него были вынесены четыре вопроса: 1) о придании равного статуса русскому и белорусскому языкам; 2) о введении новых государственных символов (герба, флага и гимна); 3) о поддержке политики Президента Республики Беларусь на экономическую интеграцию с Россией; 4) о предоставлении Президенту Республики Беларусь права на роспуск парламента. Первые два вопроса носили обязательный характер, два другие – консультативный (рекомендательный). Избиратели большинством голосов высказались в поддержку указанных вопросов, что в последствии получило закрепление в законодательстве Республики Беларусь.

Второй республиканский референдум в Беларуси состоялся 24 ноября 1996 г. На него выносились две группы вопросов: одна группа – от имени Президента А.Г.Лукашенко, другая – от группы депутатов Верховного Совета 13-го созыва.

Президент А.Г.Лукашенко предложил на референдум следующие вопросы:

1. Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля – День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне.

2. Принять Конституцию Республики Беларусь 1944 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенная Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

3. Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, куплю и продажу земли?

4. Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?

Группа депутатов Верховного Совета инициировала на референдум три вопроса:

1. Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев.

2. Выступает ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы?

3. Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?

Согласно результатов голосования, большинство голосов получили вопросы, предложенные А.Г.Лукашенко. Новая редакция Конституции 1996 года была введена в действие с 26 ноября 1996 г. Претворение в жизнь ее положений привело к существенному изменению полномочий высших органов государственной власти.

17 октября 2004 года в Беларуси состоялся третий республиканский референдум. На обсуждение граждан предлагался следующий вопрос: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»?

По данным Центризбиркома, за положительное решение вопроса проголосовало 79, 42 % от числа граждан, внесенных в списки для голосования, против - лишь 9,9 %. Оппозиция результаты референдума не признала, указав на противозаконность постановки самого вопроса и на многочисленные нарушения законодательства в период его проведения.

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит четырем субъектам: 1) Президенту Республики Беларусь, 2) Палате представителей; 3) Совету Республики; 4) гражданам Республики Беларусь.

Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава палат и вносится Президенту Республики Беларусь.

Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысяч граждан, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

В случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.

Инициативная группа обращается в Центральную избирательную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, а также список членов этой группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями.

Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной избирательной комиссией. После регистрации инициативной группы ей выдается свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума, а членам инициативной группы – соответствующие удостоверения.

Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, граждан Республики Беларусь.

Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы.

Подписные листы сдаются инициативной группой не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей, в районный, городской исполнительный комитет, в районную администрацию в городе, которые в десятидневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах. При этом должно быть проверено не менее 20 процентов подписей граждан в подписных листах.

Областной, Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную избирательную комиссию.

Центральная избирательная комиссия составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований законодательства и протокол о результатах сбора подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от каждой из областей и города Минска. После чего передает все материалы Президенту Республики Беларусь.

Решение Центральной избирательной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный суд.

Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.

Указ Президента о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати.

Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса. Решение Президента об отклонении референдума оформляется указом.

В соответствии с действующим законодательством выделяются следующие стадии организации и проведения референдума:

1) инициирование референдума;

2) агитация по референдуму;

3) назначение референдума;

4) образование комиссий по проведению референдума и участков для голосования;

5) составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

6) голосование и подведение итогов референдума;

7) проведение повторного голосования в случае нарушений законодательства;

8) опубликование и вступление в силу решения, принятого референдумом.

По юридической силе принимаемых решений референдумы могут быть обязательные и консультативные. В случае обязательного референдума принятое решение является окончательным и не нуждается в каком-либо утверждении. Оно может быть отменено или изменено лишь путем другого референдума. При консультативном референдуме решение носит рекомендательный характер для высших органов государственной власти.

Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента. Оно вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок. Датой принятия решения считается день референдума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: