Правовые акты, издаваемые Президентом Республики Беларусь

В соответствии со ст.85 Конституции Президент Республики Беларусь вправе издавать три вида правовых актов: декреты, указы и распоряжения.

Декреты являются новой формой правовых актов, издаваемых Президентом. Они принимаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, носят сугубо нормативный характер и имеют силу закона.

Декреты Президента могут быть двух видов: издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые в силу особой необходимости.

Первый вид декретов издается Президентом на основании специального закона, который принимается парламентом и определяет сферу его законодательных полномочий и срок издания декретов.

Для сведения: до настоящего времени такой закон не принят, поскольку Глава государства не внес предложение в парламент о необходимости его принятия. Согласно части 1 статьи 101 Конституции, с инициативой в принятии данного закона вправе выступить лишь Президент Республики Беларусь.

В соответствии с Конституцией (ч.2 ст.101) не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих:

· изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь; ее толкование;

· изменение и дополнение программных законов;

· утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

· изменение порядка выборов Президента и Парламента;

· ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Второй вид декретов издается Президентом со ссылкой на особые обстоятельства, определяющие их временный характер. Такие декреты могут издаваться Президентом по своей собственной инициативе и по предложению Правительства (в этом случае они скрепляются подписью Премьер-министра).

Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Заметное место в системе нормативных актов Республики Беларусь занимают также указы Президенты. Они представляют собой правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий в различных сферах государственной и общественной жизни. Указы могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер, например, о назначении на должность, о приеме в гражданство, о награждении государственными наградами.

Следует отметить, что ни в Конституции, ни в Законе «О Президенте Республики Беларусь» не содержится четких указаний относительно места указов в иерархии нормативных актов. Считается, что по юридической силе указы находятся ниже, чем декреты. Что касается их соотношения с законами, то этот вопрос прямо не урегулирован. В части третьей статьи 137 Конституции на этот счет предусматривается, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

В связи с тем, что таких законов не издано, можно заключить, что президентские декреты и указы образуют автономную сферу нормотворчества и не связаны соподчиненностью с законами парламента.

О нормотворчестве Президента Республики Беларусь за последние годы можно судить по следующей таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: