Конституция Республики Беларусь как правовая основа

идеологии белорусского государства

Конституция (от лат. «установление, строение»)— это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. Как ограничитель власти государства онаустанавливает пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина. В ней прописываются основы конституционного строя, форма государства. Сущность конституции в юридическом закреплении общественного согласия, основанного на личной и политической свободе.

Любая конституция обладает юридическими, политическими и идеологическими свойствами. Юридические свойства заключаются в том, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, определяется компетенция государственных органов, а она обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам, стабильностью и устойчивостью. Как политический документ конституция может рассматриваться в качестве программы, где содержатся ориентиры развития государства и общества; нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса. Практически все демократические конституции имеют нормы-принципы, нормы-цели в качестве основы для реальных действий государственных институтов в настоящем и будущем. Идеологические установки пронизывают все конституционные нормы, на базе которых формируются системы взглядов и идей граждан, общественных объединений, государства. В данном смысле конституция — мировоззренческий документ, способствующий распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений, ценностей. Например, правового социального государства, демократии, свободы, достоинства, семьи, многообразия форм собственности, признания человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства и т.д. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 4 Конституции РБ, идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Более того, ст. 33 каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.

Конституция РБ начинается разделом «Основы конституционного строя», где в качестве таковых названы демократия, правовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека. Сам конституционный строй — это общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом и определенный демократической конституцией как основным законом страны. Для него характерны следующие черты: реальное подчинение государства праву; признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, наличие такого правового статуса личности, который соответствует международным принципам и нормам; разделение властей; многообразие форм собственности и реальные возможности для развития частной; политический плюрализм с возможностью создания, действия политических партий; наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, независимых от государства и оппонирующих ему. Наиболее полное воплощение основ конституционного строя в жизнь является сегодня самым важным. Свой отпечаток на современное государственное строительство наложило и обретение республикой суверенитета.

Декларация Верховного Совета БССР о государственном суверенитете была принята 27 июля 1990 г. (День независимости, ныне перенесен на 3 июля). Она провозгласила, что Республика Беларусь — суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенство народа в определении своей судьбы, государственности белорусского языка. Декларация закрепила право иметь свою финансово-кредитную денежную систему, собственную налоговую и таможенную службы, гражданство в качестве неотъемлемых признаков государственного суверенитета. Право иметь собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной безопасности также является атрибутом государственности, что и было реализовано.Ставилась цель сделать республику безъядерной зоной, государство — нейтральным, а территорию единой и неделимой. Существование РБ как конституционного (правового) государства определялось разграничением властных полномочий Союза ССР и республики, самостоятельностью в осуществлении права на добровольные союзы с иными государствами и свободный выход из них, уважением прав личности, равенством всех перед законом, разделением властей на законодательную, исполнительную, судебную.

История государственного права различает несколько видов суверенитета: народный, национальный и государственный. Государственный суверенитет — такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику, в силу чего осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Независимость государственной власти — это ее самостоятельность, исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок. Однако во внешней политике международным сообществом для цивилизованных отношений между государствами выработаны ограничения суверенитета. Например, Декларация о принципах международного права, дружественных отношениях и сотрудничестве государств в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 декабря 1970 г., Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ от 15 апреля 1994 г. Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах. Если в условиях признания на международном уровне нерушимости государственных границ нация пытается создать собственное (суверенное) государство, то она встречает отпор (часто силовой) со стороны государства, в рамках которого существует нация. Народный суверенитет означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно (на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов, через представительные органы, и его воля является определяющей для проведения внутренней и внешней политики). Народный суверенитет по отношению к государственному первичен, но реализуется лишь при наличии государственного суверенитета.



Вопросы:

1. Дайте определение политической культуры. Какие элементы входят в структуру политической культуры?

2. Перечислите основные функции политической культуры?

3. Назовите стадии формирования политической культуры?

Схема 1. Функции политической культуры

1. социализирующая 2. коммуникативная 3. эмоциональная 4. интеграционная

5. познавательная 6. ценностная 7. регулятивная

Схема 2. Структура политической культуры

политическое мировоззрение нормы поведения, политические традиции слой общественного сознания, связанный с политическими процессами и институтами убеждения, ценности, идеалы; символы.

Тесты:

1. Назовите факторы, наиболее сильно влияющие на формирование политической культуры:

а) масс-медиа;*

б) семья;*

в) самостоятельная работа над развитием интеллекта;*

г) шоу-бизнес;

д) производственные коллективы;*

е) политические партии и общественные организации.*

2. Выберите правильные стадии формирования политической культуры:

а) религиозная;

б) первоначальная;*

в) мифологическая;

г) рефлективная;*

д) философская.*


Вопросы:

1. Как Вы понимаете термин «медиатизация политики»?

2. Как Вы понимаете термин «медиатизация культуры»?

3. Что такое политическая коммуникация?

4. Каковы социальные функции СМИ?

5. Какие есть типы СМИ в Беларуси?

6. Что подразумевается под термином «информационное поле»?

Тесты:

1. Выберите существующие виды средств массовой информации:

а) СМИ пресс-служб;

б) печатные СМИ;*

в) радиоэлектронные СМИ;

г) Интернет-СМИ;*

д) электронные СМИ.*

2. Соотнесите правильно учредителей центральных белорусских СМИ и их официальные названия:

а) Администрация Президента 1) «Рэспубліка»

б) Национальное собрание 2) «Беларускi час»

в) Совет Министров 3) «Звязда»

г) Федерация профсоюзов 4) «Советская Беларусь — Беларусь сегодня».

3. На каких принципах должна базироваться деятельность белорусских СМИ?

а) информационного обеспечения демократии;

б)соблюдения социально-культурной толерантности;

в) соблюдения политического плюрализма;

г) соблюдения национальной толерантности;

д) соблюдения религиозной толерантности;

е) все ответы верные.*

Схема 1. Структура коммуникации

Виды коммуникации Вербальная (речевая) Невербальная Социальная (массовая) Политическая
Формы коммуникации Язык, слово Мимика, жесты, положения тела и т.д. Все пути распространения информации с помощью технических средств на массы Межличностная неформальная, устная и письменная агитация и пропаганда, все виды СМИ.

Вопросы:

1. Что такое выборы, и какие функции они выполняют в обществе?

2. Какой тип избирательной системы законодательно закреплен в Республике Беларусь?

3. Каковы правила предвыборной агитации?

4. Имеют ли право кандидаты в депутаты использовать СМИ для агитации?

5. Почему выборы в различные органы власти не проводятся одновременно?

6. Чем обеспечивается эффективность выборов?

7. Что является источником избирательного права?

8. Что подразумевается под терминами «избирательное право» и «избирательная система»?

9. Перечислите стадии избирательного процесса?

Задания: Используя Конституцию, укажите возрастные цензы пассивного избирательного права для нижеперечисленных органов государственной власти: Совет Республики Национального собрания —

Местные Советы депутатов —

Президент Республики Беларусь —

Палата представителей Национального собрания —.

Тесты:

1.Соотнесите правильно тип избирательной системы и страны его действия:

а) мажоритарная 1) Бельгия, Дания, Италия

б) пропорциональная 2) Великобритания, Франция

в) смешанная 3) Венгрия, Германия, Россия

2.Исключите из нижеприведенного перечня требования, которые Избирательный кодекс и Конституция РБ не предъявляют к избирателям страны:

а) наличие гражданства Беларуси;

б) наличие среднего образования;*

в) нахождение вне мест лишения свободы или под стражей;

г) постоянное проживание на территории данного избирательного участка;*

д) исполнение 18 лет;

е) признание дееспособности;

ж) наличие жилья в собственности.*

3. Кандидат в депутаты до выборов может снять свою кандидатуру:

а) за три дня до выборов;

б) в любое время;*

в) за сутки до выборов;

г) после регистрации уже не имеет такого права.


Вопросы:

1. Каковы цели и задачи, приоритеты экономической политики Республики Беларусь на современном этапе?

2. Дайте характеристику состояния развития экономики Беларуси на современном этапе?

3. Какие характерные черты белорусской модели социально-экономического развития Вам известны?

Схема 1. Основные особенности белорусской модели социально-экономического развития

Тесты:

1. Средства обеспечения личных и национальных интересов, с точки зрения идеологии белорусского государства:

а) труд;*

б) масштабная приватизация;

в) развитие среднего и малого бизнеса;*

г) сохранение в государственной собственности недр, лесов, вод и земель сельскохозяйственного назначения.*

2. Идеологическая политика белорусского государства предлагает формировать мотивацию труда работников:

а) через разумный баланс материальных и моральных стимулов;*

б) с помощью материальных стимулов;

в) через ужесточение административной и уголовной ответственности.*


Вопросы:

1. Раскройте взаимосвязь внешней политики и идеологии государства?

2. В чем суть национальных интересов Республики Беларусь?

3. Каковы приоритеты внешней политики нашего государства?

4. Посредством каких принципов осуществляется внешняя политика Беларуси?

5. В чем состоят цели и задачи информационно-идеологического обеспечения внешней политики нашей республики?

6. Какова структура системы информационно-идеологического обеспечения внешней политики нашей страны?

7. Какова роль информационных технологий в формировании и обеспечении внешнеполитического курса суверенной Республики Беларусь?

Тесты:

1.Внешняя политика выполняет функции:

а) охранительную;*

б) адаптивную;

в) информационно-представительскую;*

г) мировоззренческую.

2. Каковы составные части программы информационно-идеологического обеспечения внешней политики страны?

а) издательская деятельность;

б) размещение информации в Интернете;

в) распространение информации по дипломатическим каналам;

г) информационное обеспечение официальных визитов;

д) верны все ответы.*

Схема 1. Средства внешней политики белорусского государства

 
 


Вопросы:

1. Каково состояние конфессиональной политики в современном белорусском обществе?

2. Какова модель государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь?

3.Что такое конфессиональная политика? Каковы ее направления?

4. Какова функции государственного управления по делам религий в Республике Беларусь?

Схема 1. Конфессиональная карта Республики Беларусь.


Тесты:

1. В каком году был принят Закон «Об общих началах государственной молодежной политики»?

а) 1994 г.;

б) 2002 г.;

в) 2006 г.

г) 1992 г.*

2. Как в советское время назывались члены главных организационных институтов, реализовавших молодежную политику?

а) комсомольцы;*

б) скауты;

в) пионеры;*

г) октябрята.*

Схема 1. Каналы идеологического влияния на молодое поколение

Семья Малая социальная группа Учебные заведения Коллектив СМИ Культура
семья во всем многообразии ее типов друзья, сверстники, сослуживцы, однополчане, члены партийной, религиозной организации, других ассоциаций школа, училище, техникум, вуз трудовой, военный, спортивный, учебный печатные, электронные, Интернет элитарная, массовая, народная, субкультуры, контркультура

Вопросы:

1. Назовите правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь?

2. Каковы особенности деятельности профсоюзов в переходный период?

3. В чем сущность идеологического обеспечения профсоюзного движения в Республике Беларусь?

4. Объясните суть социального партнерства?

5. Каковы основные тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе?

Тесты:

1. Профсоюзы Беларуси участвуют:

а) в разработке и выдвижении политических требований (вместе с партиями);

б) в разработке и реализации социально-экономической политики;*

в) в разработке трудового и социального законодательства;*

г) в заключении коллективных договоров и соглашений;*

д) в организации внешнеэкономической деятельности.

2. Первый профсоюз Беларуси был основан:

а) в 1904 г.;*

б) в 1917 г.;

в) в 1921 г;

г) в 1923 г.

3. Социальное партнерство — это:

а) политический диалог;

б) культурный диалог;

в) социальный диалог;*

г) судебный диалог.

4. Федерация профсоюзов Беларуси была образована:

а) в 1989 г.;

б) в 1990 г.;*

в) в 2002 г;

г) в 2004 г.

5. Соглашение о взаимодействии между Федерацией профсоюзов Беларуси, Республиканским трудовым арбитражем и Белорусской конфедерацией промышленников и предпринимателей было заключено:

а) в 2000 г.;

б) в 2002 г.;

в) в 2003 г;*

г) в 2005 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: