Основные вопросы темы. 1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской
Федерацией и ее субъектами.

3. Нормотворческая компетенция Российской Федерации и ее субъектов.

4. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

1. Статус Федерации в России включает важнейшие черты ее федеративной государственности. Он характеризуется прежде всего тем, что Российская Федерация является суверенным государством, полноправным субъектом международного сообщества, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением тех предметов ведения и полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и текущим законодательством отнесены к компетенции субъектов Федерации. Российская Федерация имеет Конституцию и федеральные законы, которые обладают верховенством на всей территории страны. Конституция РФ устанавливает и иные нормы, принципиально важные для статуса Федерации: государственные флаг, герб и гимн, обеспечивает свой государственный суверенитет, целостность и неприкосновенность своей территории, устанавливает режим и защиту государственной границы, имеет право на международные отношения с иностранными государствами. При этом она представляет и защищает интересы как
Федерации в целом, так и каждого ее субъекта.

Еще одна группа положений Конституции РФ направлена на обеспечение единства и государственной целостности Федерации: единое гражданство РФ; единство государственного языка на всей ее территории; единство экономического пространства, бюджетной, денежной и кредитной системы; единые Вооруженные силы РФ (более подробно см. тему 5).

Государственная власть Федерации и ее субъектов осуществляется на основе принципа единства системы государственной власти (более подробно см. темы 5, 8). Властные полномочия Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти: Президент – глава государства, Федеральное собрание – парламент РФ, федеральное Правительство, высшие и иные федеральные суды, единая Прокуратура РФ.
В пределах компетенции Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. При решении общефедеральных вопросов представлены и учитываются интересы субъектов Федерации. Так, в соответствии с Конституцией РФ в Совет Федерации (верхнюю
палату) Федерального собрания – парламента Российской Федерации –
входят по два представителя от каждого субъекта – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

2. Статус Федерации находит свое конкретное выражение и в ее компетенции, закрепленной Конституцией РФ при разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. В ст. 71 Конституции РФ установлена сфера исключительного ведения Российской Федерации, в которой условно можно выделить: государственное строительство Российской Федерации и федеральное правотворчество; регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина; экономическое, социально-культурное и национальное развитие Российской Федерации; внешнюю политику, международные и внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборону и безопасность страны. Полномочия
Российской Федерации в этой сфере не подлежат передаче субъектам
Федерации.

Статья 72 Конституции РФ устанавливает сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В нее, в частности, входят: обеспечение соответствия законодательства субъектов Федерации Конституции РФ и федеральному законодательству; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами; природопользование и охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки, культуры; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и т.д. Совместная деятельность Федерации
и субъектов Федерации в этой сфере осуществляется на основе дополнительного разграничения и взаимной передачи полномочий между ними, которое является предметом отдельных договоров и соглашений между соответствующими органами государственной власти.

Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере осуществляется также федеральными законами, регулирующими те или иные вопросы совместного ведения (это положение не содержится в явном виде в Конституции РФ, оно подтверждено постановлением федерального Конституционного суда от 9 января 1998 г.).

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ
по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

3. Нормотворческую компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливает ст. 76 Конституции РФ.

Часть 1 этой статьи определяет, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В ч. 2 разграничиваются нормотворческие полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере их совместного ведения: по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. При этом Конституция не предъявляет особых требований к правовому содержанию этих федеральных законов, что может
вызвать нарушения прав субъектов Федерации в тех случаях, когда такие законы имеют не рамочный, а исчерпывающий характер. Необходимо
отметить, что в данном отношении Федеративный договор от 1992 г. лучше соответствовал принципам федерализма; им определялось, что по вопросам, относящимся к совместному ведению Федерации и ее субъектов,
федеральные органы издают Основы соответствующего законодательства. Аналогичная норма воспроизведена в принятом в 1999 г. Федеральном
законе «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (см. также тему 8, вопрос 4).

Часть 4 данной статьи устанавливает, что вне пределов ведения РФ,
а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов
последние осуществляют собственное правовое регулирование.

Части 5 и 6 определяют иерархические отношения и способы разрешения коллизий между нормативными правовыми актами Федерации и ее субъектов: нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи; в случае противоречия между ними действует федеральный закон; в случае же противоречия между федеральным законом
и нормативным правовым актом субъекта Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

4. Статус субъекта Российской Федерации включает в себя совокупность его прав, обязанностей и ответственности, а также принадлежность
к определенному виду субъектов. Поэтому он включает в себя элементы, как общие для всех субъектов Федерации, так и специфические для конкретного вида субъектов.

Общими статусными элементами всех субъектов Федерации являются:

· обладание всей полнотой государственной власти вне пределов
ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации;

· обладание учредительной властью, право принятия своих конституций (уставов);

· самостоятельность в установлении своей системы органов государственной власти, в создании собственного законодательства в сфере соответствующей компетенции;

· право на участие в решении общефедеральных вопросов, в том числе в принятии федеральных законов;

· равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти.

Субъекты Российской Федерации, однако, не обладают полным суверенитетом. Они не имеют права на свободный выход из Федерации и права изменения своего статуса без согласия Российской Федерации; они не являются субъектами международного публичного права и осуществляют международные и внешние экономические связи в пределах, установленных федеральным законом; принимаемые ими вне сферы собственной
исключительной компетенции нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а также федеральным законам.

Субъекты, входящие в Российскую Федерацию, разделяются на три основных вида: первый – республики (их 21); второй – края (6), области (49), города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург); третий – автономная область (1) и автономные округа (10).

Республики в составе Российской Федерации имеют статус государства и образованы по национальному принципу. Наименования республик происходят от названия коренных этнических групп, проживающих на их территориях (которые, однако, в подавляющем числе случаев не составляют большинства соответствующего населения). Республика как государство имеет свою конституцию, государственные символы (герб, флаг и гимн), органы государственной власти, включая главу государства. Республика вправе устанавливать свой государственный язык, употребляемый в государственных органах и органах местного самоуправления наряду с государственным языком Российской Федерации. Некоторые республики ввели свое гражданство, охватываемое единым российским гражданством.

Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации. Их статус устанавливается Конституцией РФ и уставами, принимаемыми
в соответствии с Конституцией РФ, законодательными (представительными) органами соответствующего субъекта Российской Федерации. Эти субъекты Федерации также имеют свои органы государственной власти и свое законодательство.

Автономные образования – автономная область и автономные округа представляют собой национально-государственные образования. Их следует рассматривать как конституционную форму реализации права малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на свое сохранение и развитие через приобретение собственной государственности. Статус автономных образований при основных сходных чертах со статусом иных субъектов Федерации имеет определенные отличия. девять из десяти автономных округов входят в состав тех или иных областей или краев, что
порождает определенные проблемы в реализации конституционного
положения о равноправии субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ отношения таких автономных
округов с соответствующими краями (областями) могут регулироваться федеральным законом и договорами между органами государственной власти автономного округа и края (области). Кроме того, по представлению законодательных и исполнительных органов автономного образования может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Подробнее см.: 3, 5.

Избирательное право, система и процесс
в Российской Федерации

Тема 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: