Основные вопросы темы. 1. Понятия избирательной системы, избирательного права и процесса

1. Понятия избирательной системы, избирательного права и процесса.

2. Принципы и источники российского избирательного права.

3. Избирательный процесс и его основные стадии.

4. Финансирование выборов.

5. Гарантии избирательных прав граждан.

1. В соответствии с Конституцией РФ свободные выборы наряду с референдумом являются высшей формой народовластия. Они обеспечивают гражданам непосредственное участие в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Под избирательной системой понимается совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.

Избирательное право может пониматься в двух значениях. Избирательное право в объективном смысле – это совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право в субъективном смысле – это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах. В этом значении различается активное избирательное право – право граждан Российской Федерации избирать и пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Избирательный процесс – это порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов выборов.

2. Современное российское избирательное право основывается на ряде принципов. Основными из них являются: всеобщность избирательного права (в субъективном смысле), равенство граждан при выборах, прямые выборы, тайное голосование.

Всеобщий характер избирательного права означает возможность для каждого гражданина при достижении 18-летнего возраста пользоваться своим активным, а при достижении возраста, определяемого Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, – пассивным избирательным правом без каких-либо дискриминирующих условий. Для кандидатов в депутаты представительных органов Российской Федерации и ее субъектов, а также для кандидатов на выборах в органы местного самоуправления устанавливается общее
возрастное ограничение – не моложе 21 года, на выборах глав субъектов Российской Федерации – не моложе 35 лет. Ограничения избирательного права по максимальному возрасту не допускаются. Исключения из правила всеобщности установлены Конституцией РФ: не имеют права избирать
и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Законодательством могут также устанавливаться дополнительные условия на приобретение активного и пассивного избирательного права в связи с постоянным или преимущественным проживанием на конкретной территории.

Принцип равенства граждан Российской Федерации при выборах
означают, что каждый избиратель наравне с другими имеет только один
голос по одному избирательному округу.

Прямые выборы (в отличие от косвенных или многоступенчатых)
означает, что все избираемые депутаты представительных органов и должностные лица избираются непосредственно избирателями.

Тайное голосование выражается в исключении какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Основополагающие принципы дополняются рядом других, также важных для демократической организации избирательного процесса, развития политической структуры общества и представительных органов.
К этим принципам относятся: свобода и добровольный характер выборов; участие общественности и общественный контроль в избирательном процессе; гласность и открытый характер выборов; сочетание мажоритарной
и пропорциональной систем при выборах в представительные органы;
равенство возможностей и состязательность кандидатов; полнота избирательных прав граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом; запрет на проведение выборов одновременно с проведением референдума Российской Федерации; отказ от императивного мандата; юридическая
защищенность избирателей и кандидатов.

Большинство этих принципов имеет уже сегодня безусловный и неоспоримый характер; с некоторыми из них связаны определенные проблемные вопросы, например, такие, как квота мест в представительных органах, замещаемых путем выборов по пропорциональной системе; целесообразность отказа на местных выборах от императивного мандата, обладатель которого связан с наказами избирателей и может быть ими отозван.
По существу, эти принципы пока проходят апробацию.

Нормы российского избирательного права находятся в состоянии развития; их основными источниками являются: Конституция РФ, федеральные законы о гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Государственной
Думы, соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, а также уставы муниципальных образований.

3. Общая регламентация избирательного процесса содержится в Законе
о гарантиях избирательных прав граждан. Отдельные вопросы, связанные со спецификой конкретных выборов, например, выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, выборов в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и т.п., уточняются в соответствующих законодательных актах и рассматриваются в соответствующих темах курса.

Нормативное регулирование избирательного процесса включает в себя регламентацию общих вопросов организации и обеспечения выборов,
а также процедурных вопросов на каждом этапе процесса. К организационно-правовым вопросам относятся, например, такие: система, статус, срок полномочий и порядок формирования избирательных комиссий, статус их членов; финансовое обеспечение выборов; использование государственной автоматизированной информационной системы при проведении выборов
и т.п.

В соответствии с федеральным законом избирательный процесс
состоит из следующих обязательных этапов: назначение выборов уполномоченным органом; регистрация (учет) и составление списков избирателей, обладающих активным избирательным правом на основании данных органов регистрационного учета населения; образование избирательных округов исходя из требования примерного равенства числа избирателей
в каждом из них; образование избирательных участков из расчета не более чем 3 тыс. избирателей на каждом из них; выдвижение кандидатов (списков кандидатов), сбор и проверка достоверности подписей в их поддержку; регистрация кандидатов избирательными комиссиями; проведение предвыборной агитации в установленных законодательством формах и при обеспечении равных условий доступа кандидатов к СМИ; организация
и проведение голосования; подсчет голосов и протоколирование итогов голосования участковыми избирательными комиссиями; определение
результатов выборов избирательными комиссиями, законодательно наделенными этим правом; организация и проведение (при признании выборов несостоявшимися или итогов голосования – недействительными) повторного голосования или повторных выборов; опубликование итогов голосования и результатов выборов.

Законодательством о гарантиях избирательных прав граждан, а также о порядке проведения конкретных выборов детально регламентируются условия, сроки и процедуры осуществления каждого этапа избирательного процесса, а также вопросы организации и обеспечения выборов на каждом этапе.

4. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов различного уровня в Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного). Расходы избирательных комиссий предусматриваются в соответствующем бюджете отдельной строкой.

Помимо этих средств для финансирования предвыборной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.

Кандидаты и избирательные объединения вправе создавать избирательные фонды, объединяющие бюджетные средства, выделенные соответствующей избирательной комиссией; собственные средства; средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком, инициативной группой избирателей; добровольные пожертвования физических или юридических лиц. Финансирование выборов иностранными юридическими и физическими лицами не допускается.

Избирательное законодательство детально регламентирует источники и максимальные размеры соответствующих средств, их целевое назначение, предельные суммы расходов кандидатов, право и порядок распоряжения средствами.

Кандидаты представляют в установленные сроки в соответствующие избирательные комиссии финансовые отчеты с указанием источников
денежных поступлений в избирательные фонды и всех совершенных
затрат.

Финансовые отчеты избирательных комиссий представляются в установленные сроки в вышестоящие комиссии, а также (соответственно уровню выборов) – в представительные органы местного самоуправления, в органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, в палаты Федерального собрания РФ.

5. Законодательством о гарантиях избирательных прав граждан,
а также о порядке проведения конкретных выборов устанавливаются необходимые правовые и организационные гарантии избирательных прав граждан – как избирателей, так и кандидатов.

К основным из них относятся:

· гарантии реализации вышеперечисленных конституционных принципов проведения выборов;

· обязательности проведения выборов, в том числе досрочных,
а также в отсутствие необходимого избирательного законодательства субъектов Российской Федерации;

· соблюдения прав избирателей на участие в выборах, в том числе при невозможности их непосредственного присутствия на соответствующем избирательном участке;

· соблюдения законодательства при формировании и деятельности всех избирательных комиссий;

· соблюдения законодательства при формировании и использовании финансовых средств на подготовку и проведение выборов;

· равного статуса зарегистрированных кандидатов;

· соблюдения установленных законодательством форм и методов проведения предвыборной агитации, обеспечения равных условий доступа кандидатов к СМИ;

· достоверности учетных и итоговых данных о волеизъявлении
избирателей.

Действующее федеральное законодательство предусматривает уголовную и административную ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Уголовная ответственность предусмотрена специальными статьями Уголовного кодекса: о воспрепятствовании осуществлению гражданином Российской Федерации избирательных прав либо работе избирательных комиссий; о подлоге, подделке избирательных документов, заведомо
неправильном подсчете голосов или установлении результатов выборов;
о нарушении избирательного законодательства лицом, ранее подвергавшимся административному взысканию. По этим статьям предусматриваются различные сроки лишения свободы.

Большой перечень статей, предусматривающих административную ответственность лиц за правонарушения при организации и проведении выборов, содержится в Кодексе об административных правонарушениях.

Подробнее см.: 2, 6.

Тема 8
Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: