Основные вопросы темы. 1. Понятие, общие принципы и функции местного самоуправления

1. Понятие, общие принципы и функции местного самоуправления.

2. Территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления.

3. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

4. Конституционные и иные гарантии местного самоуправления.

1. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Конституционно-правовая база местного самоуправления на федеральном уровне установлена Конституцией РФ (ч. 2 ст. 3, 8, 9, 12, 15, ч. 1 п. «н» ст. 72 и гл. 8), а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г., действующим до 1 января 2006 г. В октябре 2003 г. опубликован новый Федеральный закон с одноименным названием (№131-ФЗ), который вступает в силу в период с 8 октября 2003 г. по 1 января 2006 г.

Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление осуществляется в рамках муниципального образования, под которым понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Правовое закрепление местного самоуправления основывается на ряде принципов.

Принципы местного самоуправления как института народовластия:

· гарантированное государством равное право граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения;

· самостоятельность местного самоуправления и его организационная обособленность от системы органов государственной
власти;

· реализация прав граждан (населения) на демократию, соблюдение прав и свобод, законность и гласность деятельности органов местного самоуправления.

Принципы организации и деятельности местного самоуправления:

· территориальная основа и пределы местного самоуправления;

· многообразие организационных форм местного самоуправления при обязательном наличии и законодательно закрепленной исключительной компетенции представительного органа;

· соответствие финансово-экономических и материальных ресурсов полномочиям местного самоуправления;

· ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством, физическими и юридическими лицами.

Функциями (основными видами деятельности) местного самоуправления являются:

· обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

· управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами муниципального образования;

· обеспечение социально-экономического развития территории муниципального образования;

· удовлетворение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных жизненно важных услугах;

· охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории;

· защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законодательством.

2. Территориальные основы местного самоуправления представляют собой урегулированные нормативными правовыми актами вопросы территориальной организации местного самоуправления, состава и границ
территории муниципального образования, порядка их установления и изменения.

Конституция РФ дает лишь общее представление о том, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом местных традиций. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет положение, в соответствии с которым население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Территории же конкретных муниципальных образований – городов, поселков, районов (уездов), сельских округов и др. – устанавливаются в соответствии
с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
с обязательным учетом мнения населения. Законом субъекта Российской Федерации определяется также порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления
и изменения их границ. Границы и состав территории муниципального
образования указываются в его уставе. Вопросы об образовании и преобразовании внутригородских муниципальных образований отнесены федеральным законом к предмету регулирования устава города и к компетенции представительного органа местного самоуправления города. Допускается, что одно муниципальное образование может быть образовано в границах другого, однако без какой-либо подчиненности муниципальных образований друг другу.

Организационные основы местного самоуправления определяют структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также организацию муниципальной службы.

В соответствии с Конституцией РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Федеральный закон относит к таким органам выборные органы, образуемые в соответствии
с федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов является обязательным.

Федеральный закон устанавливает порядок образования и вопросы исключительного ведения представительного органа местного самоуправления: он состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; в отдельных
поселениях может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями, сходами граждан; в исключительном ведении представительных органов находятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, утверждение местного бюджета, программ развития муниципального образования, установление местных налогов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью
органов и должностных лиц местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти
и управления.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены, помимо представительного органа, должность главы муниципального
образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления, должности иных
выборных должностных лиц, а также иные органы и должностные лица местного самоуправления.

Федеральным законом устанавливаются также формы прямого волеизъявления граждан (местный референдум, муниципальные выборы),
а также иные формы осуществления местного самоуправления, такие, как собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление и некоторые другие.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного
самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе. Муниципальная служба не относится к государственной службе.

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление
органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает правовые основы, определяющие состав муниципальной собственности и порядок осуществления права собственника, доходную базу и порядок формирования местных бюджетов, государственные гарантии обеспечения минимальных
местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и минимальных государственных социальных стандартов
на удовлетворение жизненных потребностей населения в сферах ведения муниципальных образований, определяет иные принципиальные вопросы обеспечения финансово-экономической основы местного самоуправления. Вопросы формирования и использования местных финансов регулируются также Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетным и налоговым законодательством.

3. Полномочия местного самоуправления Российской Федерации – это законодательно закрепленные за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления по предметам его
ведения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» определяет предметы ведения местного самоуправления как вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы
местного самоуправления. Закон устанавливает перечень вопросов местного значения, а также формулирует основные принципы наделения органов местного самоуправления иными полномочиями:

· муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные (сверх установленных данным законом) вопросы,
не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти федеральными законами и законами субъектов Федерации;

· наделение органов местного самоуправления отдельными разовыми государственными полномочиями осуществляется только в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей им необходимых
материальных и финансовых средств соответственно из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, в зависимости от того, какой государственный орган или должностное лицо – федеральный или субъекта Российской Федерации передает органу местного самоуправления свои полномочия. Орган местного самоуправления реализует переданные полномочия за счет перечисленных бюджетных средств. Ответственность за неисполнение органом местного самоуправления переданных полномочий в связи с неперечислением бюджетных средств исключается.

В соответствии с таким подходом полномочия местного самоуправления подразделяются на две группы:

· собственные полномочия, которые признает за муниципальным образованием государство как необходимые для самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

· отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления.

Следствием реализации этих полномочий являются возникновение, изменение, прекращение правомочий органов и должностных лиц местного самоуправления, а также прав и обязанностей предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц и граждан. Соответствующие правоотношения регулируются в основном нормами формирующейся в настоящее время отрасли муниципального права.

4. Система гарантий прав местного самоуправления охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает в себя юридические гарантии и общие гарантии, такие, как существующие в обществе экономические, политические, культурные и духовные условия становления и деятельности местного
самоуправления.

Основы юридических гарантий местного самоуправления установлены Конституцией РФ. При этом к основам конституционного строя России относятся следующие положения: в Российской Федерации признается
и гарантируется местное самоуправление (ст. 12); местное самоуправление является формой осуществления народом своего неотъемлемого права на власть (ч. 2. ст. 3); в Российской Федерации наряду с другими формами собственности признается и защищается муниципальная собственность,
в том числе на землю (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9).

Гл. 8 Конституции РФ содержит дополнительные гарантии организационной и финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, а также гарантии его права на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, и гарантии на запрет ограничения любых прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ
и федеральными законами.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» конкретизирует гарантии местного самоуправления, установленные Конституцией, в том числе за счет:

· обязательности решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также органами и должностными лицами местного
самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами;

· обязательности рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями и организациями;

· наделения представительных органов местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательных органах соответствующих субъектов Российской Федерации;

· наделения граждан, проживающих на территории муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления правом предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих права местного самоуправления;

· установления государственных гарантий обеспечения минимальных местных бюджетов.

Подробнее см.: 4, 5, 7.

Заключение


Отрасль конституционного права, так же как и все российское законодательство, находится в стадии становления. Пока не принят ряд важнейших федеральных конституционных и федеральных законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ и необходимых для закрепления основ
конституционного строя России, формирования конституционно-правовых институтов, успешного продвижения конституционно-правовой реформы. Действующие конституционно-правовые акты как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, также пока далеки от совершенства. Не обеспечено безусловное и полное соблюдение режима конституционной законности на всей территории России. Все это не может не сказываться на ходе правовой реформы в целом и в конечном счете
на становлении России как подлинно конституционного правового государства.

Учитывая эти обстоятельства и значимость глубокого знания конституционного права для подготовки квалифицированного юриста, в какой бы отрасли права он ни специализировался, студентам рекомендуется: максимально использовать знание первоисточников – Конституции и других нормативных актов, других дисциплин, особенно таких, как теория государства и права, конституционное право зарубежных стран и т.п.; применять творческий подход к изучению данного предмета: не ограничиваясь знанием установленных действующим законодательством принципов и норм,
обращать внимание на общие тенденции развития конституционного
права, а также на проблемную сторону каждого вопроса, анализируя и исследуя возможные подходы к разрешению правовых проблем с учетом
современных условий.

Литература
литература

1. Глущенко П.П. Конституционное право России: Учеб. пособие для бакалавров и специалистов / П.П. Глущенко. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012.

2. Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – 2-е изд., пересм. / Под ред. В.Д. Зорькина. – М.: Норма. Инфра-М, 2011.

3. Конституционное право России: Учебник для бакалавриата: учебник для вузов / Л.А. Нудненко. – 2-е изд., испр. и доп. (Гриф МО РФ). – М.: Юрайт, 2013.

4. Конституционное право РФ: Учебник для бакалавров: учебник для вузов / И.А. Умнова, И.А. Алешкова (Гриф – МО РФ). – М.: Юрайт, 2012.

5. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров: учебник для вузов / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Липчанская. – 3-е изд., перераб. и доп. (Гриф УМО). – М.: Юрайт, 2013.

6. Некрасов С.И. Конституционное право РФ: Учеб. пособие для бакалавров / С.И. Некрасов. – М.: Юрайт, 2012.

7. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник / М.Б. Смоленский, И.В. Упоров, А.Ю. Звягольский / Под ред. проф. М.Б. Смоленского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2012.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: