Тема 8. Психология психологического эксперимента (4ч)

План:

1. Психология поведения испытуемых.

2. Особенности поведения испытуемых.

3. Эффекты поведения испытуемых.

4. Эксперимент, как деятельность испытуемого.

Психология поведения испытуемых. Психологический эксперимент – это совместная деятельность экспериментатора и испытуемого, в ходе которой каждый из них удовлетворяет собственные потребности. Поскольку психологический эксперимент основан на взаимодействии двух индивидуумов, следовательно, при его планировании, реализации и интерпретации следует учитывать, что каждая из сторон экспериментальной процедуры может оказать на ее ход и результаты влияние за счет особенностей своей психики, мотивации, поведения, установок и т.д.

Основоположником изучения социально-психологических аспектов психологического эксперимента стал С. Розенцвейг. В 1933г. он опубликовал аналитический обзор по этой проблеме, где выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

1. Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.

3. Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

Особенности поведения испытуемых. По типу мотивации в ходе эксперимента испытуемых можно разделить на несколько групп:

1. Положительно настроенный испытуемый. Стремится к социальному одобрению со стороны экспериментатора, испытывает желание быть «хорошим»

2. Негативно настроенный испытуемый. Стремится помешать проведению эксперимента.

3. Доверчивый испытуемый. Действует спонтанно, по ходу ситуации.

4. «Испорченный» испытуемый. Испытуемый обладает некоторым объемом психологических знаний, знающий схему эксперимента и способный воспроизвести результаты под гипотезу.

Мотивация испытуемых является одной из центральных проблем экспериментирования. Нередко в литературе можно встретить такое мнение, что большинство экспериментальных данных верны только в отношении молодых людей, обучающихся на первых курсах в ВУЗе и интересующихся психологией, поскольку получены они на студентах-психологах.

Однако, вопросы мотивации не являются единственными, которые учитываются грамотными экспериментаторами. Поведение человека регулируется многими психологическими факторами.

Особенности, которые следует учитывать при проведении эксперимента:

1. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем более полноценными получаются результаты.

2. Новые навыки, умения и иные способности подвержены воздействию в сторону снижения эффективности. Старые простые перцептивные и сенсомоторные навыки легче проявляются и более эффективны в присутствии значимого наблюдателя.

3. Соревнование, совместная деятельность, а также увеличение количества наблюдателей усиливают как положительный, так и отрицательный эффект.

4. Тревожные испытуемые испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные личности.

Эффекты поведения испытуемых. Участие в эксперименте порождает у испытуемого ряд поведенческих образцов, которые являются причинами артефактов – эффектов.

1.Эффект плацебо. Основан на механизмах внушения и самовнушения.

2.Эффект Хотторна. Привлечение к участию в эксперименте расценивается как знак внимания и испытуемый демонстрирует такое поведение, которого, по его мнению, ожидает экспериментатор.

3.Эффект аудитории (социальной фасилитации) Р.Зайонц. Наличие аудитории усиливает проявления.

Методы снижения эффектов влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента:

1.Плацебо вслепую или двойной слепой метод. Позволяет контролировать сразу два эффекта – эффект плацебо и эффект Пигмалиона. Эффект Пигмалиона – когда экспериментатор намеренно или нет провоцирует у испытуемых определенную реакцию на оказываемое воздействие.

2.Метод обмана. Основан на целенаправленном введении испытуемого в заблуждение. Экспериментатор придумывает ложную цель, отличную от истинной. Возможны цели:

- здравого смысла (придумывается такая цель, которая наиболее очевидна при таких экспериментальных действиях)

- когнитивные плацебо (придумывается наукообразная цель, которая формулируется с использованием специфических профессиональных терминов и, скорее всего, для большинства испытуемых будет совершенно непонятной).

3. Метод скрытого эксперимента (полевой или естественный эксперимент). Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своей роли испытуемого). Не этичен.

4. Метод независимого измерения зависимых параметров. Применяется редко, поскольку трудно реализовать. Эксперимент проводится по обычному плану, но фиксируется не то, что меняется в ходе эксперимента, а то, что за рамками эксперимента. Например, когда испытуемые формируются в группы и им дается проблемная ситуация, для которой они совместно должны найти общее решение

Эксперимент, как деятельность испытуемого. Рассматривая эксперимент как деятельность испытуемого, Г.Е. Журавлев выделяет несколько планов его описания:

1. Физический: люди, участвующие в эксперименте; объекты, которыми манипулирует или которые преобразует испытуемый; средства, которыми для этого располагает испытуемый; условия, в которых происходит эксперимент. Аналогичные компоненты выделяются и в деятельности экспериментатора.

2. Функциональный: способы действия, которые предписаны испытуемому; необходимый уровень компетентности испытуемого; критерии оценки качества деятельности испытуемого; временные характеристики деятельности испытуемого и проведения эксперимента.

3. Знаково-символический (инструкция испытуемому): описание 1) целей исследования и целей деятельности испытуемого; 2) способов и правил действий; 3) общения с экспериментатором; 4) знакомство с мотивационной установкой, оплатой и т.д.

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы общения были выделены Розенцвейгом?

2. Какие типы мотивации можно выделить у испытуемых?

3. Какие существуют эффекты поведения испытуемых?

4. Какие планы описания эксперимента выделяет Г.Е. Журавлев?

Рекомендуемая литература:

1. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст]/ Р. Готтсданкер – М.: Издательство Московского университета, 1982.

2. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

4. Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст]/ Д. Мартин – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.

5. Солсо, Р.Л. Экспериментальная психология [Текст]/ Р.Л. Солсо, М.К. Маклин – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: