Тема 4. Понятие научной гипотезы (4ч)

План:

1. Понятие гипотезы.

2. Виды гипотез.

3. Статистические гипотезы.

Понятие гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Проверка гипотезы проводится в ходе научного исследования.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам верификации и фальсификации.

Принцип верифицируемости основан на утверждении о том, что гипотеза никогда не может быть подтверждена окончательно. Этот принцип подразумевает вероятность наличия таких фактов, закономерностей, которые еще не известны научному миру, но могут послужить причиной подтверждения гипотезы.

Принцип фальсифицируемости основан на утверждении о том, что если гипотеза опровергнута один раз, то она опровергнута навсегда.

Виды гипотез. В науке выделяется несколько видов гипотез по различным основаниям.


По цели

       
   


теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов   эмпирические гипотезы выдвигаются для решения проблемы методом экспериментального исследования

По происхождению

       
   


произошедшие индуктивным путем (из частных случаев)   произошедшие дедуктивным путем (из теории)

По содержанию

 
 


Гипотезы о наличии явления   Гипотезы о наличии связей между явлениями   Гипотезы о наличии причинно-следственных связей

Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

— контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

— третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

— точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой, ее проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий, что наиболее успешно можно реализовать в лабораторном эксперименте;

— экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине — предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение;

— экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой;

— экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными;

— комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой.

Статистические гипотезы. Гипотезы разделяются на экспериментальные и статистические. Экспериментальные гипотезы служат для организации эксперимента. Статистические гипотезы – это гипотезы, которые служат для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.

Статистические гипотезы необходимы для определения достоверности выявленных тенденций, закономерностей, связей.

Выделяется два типа статистических гипотез:

- Н1 – гипотеза о различии (т.е. о том, что зарегистрированные параметры в различных экспериментальных группах или внутри одной группы на разных этапах эксперимента различаются);

- Н0 – гипотеза о сходстве (т.е. о том, что зарегистрированные параметры в различных экспериментальных группах или внутри одной группы на разных этапах эксперимента не различаются).

Статистические гипотезы выдвигаются исследователем тогда, когда получены экспериментальные данные и проведена процедура перевода их в математические значения. Статистические гипотезы проверяются с использованием методов математической статистики.

После проведения конкретного эксперимента может проверяться не одна, а несколько статистических гипотез, поскольку в каждом исследовании, как правило, регистрируется несколько поведенческих параметров.

Контрольные вопросы:

1. Каково определение понятия «гипотеза»?

2. Какие виды гипотез принято выделять?

3. Для чего используются статистические гипотезы?

4. В чем отличие статистических гипотез от экспериментальных?

Рекомендуемая литература:

1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

2. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Л.Я. Дорфман – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.

5. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]/ Е.В. Сидоренко - СПб.: Речь, 2004.

6. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой – СПб.: Питер, 2004.

Тема 5. Планирование эксперимента (4ч).

План:

1. Выделение переменных.

2. Понятие безупречного эксперимента.

Выделение переменных. Деятельность по организации эксперимента направлена на проверку наличия причинной связи двух или более явлений (или условий). Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между двумя явлениями.

Первый признак — разделенность причины и следствия во времени и предшествование причины следствию. Если исследователь обнаруживает изменения в объекте после экспериментального воздействия, по сравнению с аналогичным объектом, который воздействию не подвергался, у него есть повод говорить о том, что экспериментальное воздействие стало причиной изменения состояния объекта. Наличие воздействия и сравнение объектов являются необходимыми условиями такого вывода, ибо не всегда предшествующее событие — причина последующего.

Второй признак наличие статистической связи между условиями эксперимента. Изменение величины одного из условий должно сопровож­даться изменением величины другого условия. Наличие такой связи не является достаточным для вывода о причинно-следственной связи, так как связь может быть случайной или обусловленной иными факторами.

Третий признак причинно-следственная связь регистрируется, если экспериментальная процедура исключает иные возможности объяснения связей между условиями, кроме как причинной, и все другие альтернативные причины возникновения или изменения второго условия исключены.

Для проведения качественного эксперимента и получения достоверных данных экспериментатор должен заранее продумать, какие условия и связи он будет изучать в своем эксперименте, что он полагает причиной, а что следствием, т.е. он должен спланировать эксперимент.

Таким образом, главной задачей при планировании эксперимента является определение переменных, т.е. тех условий, которые выступают в конкретном эмпирическом исследовании причиной и следствием.

При проведении эксперимента принято выделять три вида переменных: независимую, зависимую и внешние.

Независимая переменная – это такое условие в эксперименте, которое экспериментатор изменяет по своему усмотрению, полагая, что именно оно является причиной изменения других условий.

В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

1) характеристики заданий (стимульный материал, инструкция, тип ответа испытуемого, шкала оценивания и т.д.);

2) особенности ситуации эксперимента (температура в помещении, обстановка, внешний вид помещения, наличие внешнего наблюдателя и т.д.); эти параметры будут считаться независимой переменной только в том случае, если именно они рассматриваются в качестве основной причины изменений параметров поведения или реакций испытуемого; могут изменяться физические параметры ситуации, социально-психологические параметры, особенности взаимодействия испытуемого и экспериментатора.

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого (физиологические или психологические состояния, например, состояние фрустрации, стресса, радости, усталости и т.д.).

4) неуправляемые характеристики испытуемых (физические, биологические, психологические, социально-психологические и социальные признаки, которые являются неизменными или относительно неизменными на протяжении жизни); вследствие их неизменности и невозможности управления ими некоторые ученые (например, Дружинин В.Н.) считают, что такие характеристики не могут выступать в качестве независимой переменной, однако другие авторы (например, М.Метлин) считают возможным определять такие характеристики как независимую переменную в силу возможности варьирования уровнем этих переменных при формировании групп испытуемых.

Разные состояния независимой переменной называют «уровнем». Переменные, которые имеют два уровня своего проявления - качественные (например, есть свет-нет света, есть родители – сирота и др.), переменные, которые имеют более, чем два уровня проявления – количественные (например, различная интенсивность света, различный состав семьи и др.).

Зависимая переменная – это такое условие в эксперименте, которое изменяется вследствие изменения независимой переменной. Каждому состоянию независимой переменной соответствует одно значение зависимой.

Таким образом, результат эксперимента – это определение соотношения независимой и зависимой переменной. При графическом представлении результатов эксперимента независимая переменная всегда располагается на оси ОХ, а зависимая на оси ОУ.

Дополнительные переменные – это такие условия, которые оказывают влияние на зависимую переменную наряду с независимой. Действие дополнительных переменных должен учитывать экспериментатор при планировании и проведении эксперимента.

Существует много подходов к выделению, определению и систематизации дополнительных переменных.

Дружинин такие переменные называет «внешними» или «прочими». Среди внешних переменных он выделяет: 1) побочные переменные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых); 2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием. Такую же позицию занимает Готтсданкер.

Мартин Д. дополнительные переменные делит на:

- контролируемые переменные (те, которые при проведении эксперимента экспериментатор должен контролировать путем поддержания на одном уровне в течение всего эксперимента для всех испытуемых);

- случайные переменные (те, которым экспериментатор позволяет изменяться в ходе эксперимента случайным образом для обеспечения приближенности ситуации эксперимента к условиям реальной жизни);

- вмешивающиеся переменные (такое условие, которое меняется каждый раз, когда манипулируют независимой переменной и действие которой экспериментатор должен суметь определить).

Процесс и результат влияния дополнительных переменных на зависимую переменную называется смешением. Различают систематическое и сопутствующее смешение.

Систематическое смешение – когда действие независимой переменной сопровождается целым рядом других переменных, которые могут систематически различаться при предъявлении разных условий независимой переменной, и тем самым оказывать влияние на результаты эксперимента например, различные погодные условия при проведении серии экспериментов).

Сопутствующее смешение – действие независимой переменной сопровождается действием иных факторов, вызванных своеобразием оказываемого воздействия (например, при введении лекарства воздействие на испытуемых может оказать и сам факт инъекции).

Понятие безупречного эксперимента. Под безупречным экспериментом на данный момент развития научной мысли понимается некоторый эталонный эксперимент, который имеет следующий состав:

- идеальный эксперимент – эксперимент, в котором на зависимую переменную оказывает влияние только независимая переменная; в таком эксперименте предполагается эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, неизменность условий проведения эксперимента.

- бесконечный эксперимент – эксперимент, который проводится бесконечное количество времени с бесконечным количеством испытуемых и включает в себя бесконечное количество проб.

- эксперимент полного соответствия – эксперимент, в котором реальность представлена в таком же виде, что и вне эксперимента; подразумевается полное соответствие всех условий условиям реальности.

Следует отметить, что понятие «безупречный эксперимент» используется Готтсданкером, Дружинин такое понятие не использует. Также Дружинин В.Н. не выделяет отдельно бесконечного эксперимента, поскольку фактор времени относит к внешним переменным, влияние которых исключается им в идеальном эксперименте. Это несколько влияет на структуру представления безупречного эксперимента, но не изменяет его сути.

При анализе безупречного эксперимента становится понятно, что он недостижим как в отношении его составляющих, так и в целом. Невозможно полностью исключить влияние внешних переменных в реальной жизни (время, погода, психологическое и физиологическое состояние испытуемых и т.д.); невозможно бесконечно проводить ни один эксперимент в реальной жизни; невозможно сделать условия проведения эксперимента целиком соответствующими реальной жизни (например, даже сам факт участия в эксперименте уже вносит изменения в жизнь испытуемых и меняет ее).

Безупречный эксперимент существует как образец, к которому нужно стремиться любому экспериментатору при организации исследования, а также как «точка отсчета» при анализе уже проведенного.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды переменных принято выделять?

2. В чем отличие качественной и количественной независимых переменных?

3. Какова структура безупречного эксперимента?

4. В чем суть идеального эксперимента?

5. Каковы принципы бесконечного эксперимента?

6. Каково определение эксперимента полного соответствия?

Рекомендуемая литература:

1. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст]/ Р. Готтсданкер – М.: Издательство Московского университета, 1982.

2. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.

5. Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст]/ Д. Мартин – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.

6. Солсо, Р.Л. Экспериментальная психология [Текст]/ Р.Л. Солсо, М.К. Маклин – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.

7. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой – СПб.: Питер, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: