Тема 11. Эксперименты, улучшающие реальный мир. Лабораторные эксперименты (2 ч)

План:

1. Эксперименты, улучшающие реальный мир.

2. Лабораторные эксперименты.

Эксперименты, улучшающие реальный мир. Основанием для выбора эксперимента, улучшающего реальный мир, является невозможность достичь внутреннюю валидность экспериментом, дублирующим реальный мир из-за систематического смешения побочных переменных.

Систематическое смешение означает, что независимая переменная постоянно сопровождается побочными переменными.

Эксперимент, дублирующий реальный мир (естественный) – это эксперимент, проводящийся в естественных условиях, в которых экспериментатор изменяет только независимую переменную.

Эксперимент, улучшающий реальный мир (искусственный) – это эксперимент, который проводится в условиях имитации реальности, что позволяет добиться относительной стабилизации уровней побочных и дополнительных переменных.

В искусственном эксперименте большая часть факторов поддается точному измерению, поэтому искусственные эксперименты ближе к бесконечному.

В искусственных экспериментах есть три способа повышения внутренней валидности:

- устранение систематического смешения;

- возможность получить необходимое количество данных за более короткий срок и повысить надежность эксперимента;

- сократить несистематическую изменчивость данных и их разброс, что также обеспечивает более высокую надежность.

В реальности удается совместить несколько способов сразу:

- несистематическая изменчивость улучшается за счет лучшего способа оценки зависимой переменной;

- увеличение числа проб;

- устранение смешения независимой переменной с дополнительными.

Наиболее уязвимым местом при проведении экспериментов, улучшающих реальный мир, является соблюдение необходимого уровня внешней валидности. Это вызвано тем, что такие эксперименты проводятся в искусственно созданных условиях, нередко с применением компьютерных или механических симуляторов, что делает соответствие экспериментальных условий реальным жизненным не столь близким.

Для повышения уровня внешней валидности применяются следующие способы контроля:

1. Выбор адекватных условий независимой переменной;

2. Выбор измеряемых показателей деятельности испытуемого и способов их представления;

3. Анализ возможных влияний имитации реальности.

4. Проверка на соответствие каждой из составных частей экспериментальной гипотезы:

- в отношении независимой переменной проводится проверка того, что введенные условия в одних реальных случаях являются типичными, а в других вероятными;

- в отношении зависимой переменной проводится проверка того, что каждое из ее значений включает в себя три компонента: ответы испытуемого и его поведение; измеряемые показатели ответов; способ представления результатов, способный дать окончательные значения зависимой переменной;

- в отношении дополнительной переменной проводится проверка того, что это действительно дополнительная переменная и сколько их, а также проверка одновременности действия независимой и дополнительной переменных.

Лабораторные эксперименты. Лабораторный эксперимент – это эксперимент, который проводится в условиях специального выделения независимой переменной и очищения ее условий. Цель проведения лабораторного эксперимента – устранение сопутствующего смешения. Сопутствующее смешение – это источник нарушения внутренней валидности, возникающий при необходимости оперировать единичными переменными для проверки точных экспериментальных гипотез.

Сопутствующее смешение

искусственное естественное
Сопутствующее смешение независимой переменной в лабораторном эксперименте, вызванное своеобразием условий и процедур его проведения Осуществляется контроль независимой переменной. Контрольной группе испытуемых предъявляется не просто пассивное условие этой переменной, но специальное контрольное условие и таким образом при сравнивании результатов экспериментальной и контрольной групп воздействие сопутствующего влияния усредняется. Не зависящая от методических процедур связь независимой и сопутствующих ей переменных, не позволяющая проверить точную гипотезу в эксперименте Осуществляется контроль независимой переменной. Аналогичен. Состоит в том, что используется расширенная переменная: при одном из ее условий сопутствующая переменная смешивается с основной, а при другом – нет.

Расширенная переменная – результат введения нового условия независимой переменной для контроля сопутствующего смешения.

Расширение переменной можно проиллюстрировать примером того, что ребенок начинает плакать в ситуации, когда его мать вышла из комнаты. В этой ситуации можно предположить, что ребенок плачет по одной из следующих причин:

- потому, что ребенок остался один в комнате;

- потому, что ушла мать;

- потому, что есть факт ухода человека (не обязательно матери).

Для установления истинной причины необходимо использовать расширенную независимую переменную и действовать по следующей схеме:

плач ребенка

ушел человек остался один

мать ассистент

Таким образом, проведение лабораторного эксперимента бывает необходимо в тех случаях, когда необходимо выяснить истинную, очищенную причину поведения человека.

Контрольные вопросы:

1. В чем специфика эксперимента, улучшающего реальный мир?

2. Дайте определение термину «систематическое смешение».

3. Какой вид валидности подвергается риску в экспериментах, улучшающих реальный мир?

4. В чем специфика лабораторного эксперимента?

5. Раскройте понятие «сопутствующее смешение».

Рекомендуемая литература:

1. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст]/ Р. Готтсданкер – М.: Издательство Московского университета, 1982.

2. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.

Тема 12. Корреляционное исследование. Планы ex post facto (2 ч).

План:

1. Корреляционное исследование.

2. Планы ex post facto.

Корреляционное исследование. Теория корреляционного исследования разработана К. Пирсоном. Особенностью такого вида эмпирического исследования является то, что при его проведении исследователь не оказывает никакого влияния на объект исследования.

Для проведения корреляционного исследования исследователь выдвигает гипотезу о наличии или отсутствии статистической связи между несколькими психическими свойствами индивида или между несколькими внешними уровнями и психическими составляющими.

Корреляционное исследование – это исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими переменными. При корреляционном исследовании выделяются только зависимые переменные, а независимая переменная отсутствует.

Если изменение одной переменной сопровождается изменением другой, то можно говорить о корреляции этих переменных.

Имеется несколько интерпретаций наличия корреляционной связи:

1. Прямая корреляционная связь - когда уровень одной переменной непосредственно соответствует уровню другой;

2. Корреляция, обусловленная третьей переменной – когда две переменные связаны через третью переменную.

3. Случайная корреляция – когда корреляционная связь является результатом случайного совпадения.

4. Корреляция, обусловленная неоднородностью выборки – когда корреляционная связь обнаруживается в группах испытуемых, неоднородных по своему составу.

Выделяется несколько видов корреляционной связи (Рис.5).

При проведении корреляционного исследования неправомерно делать выводы о причинно-следственной связи, поскольку сама организация исследования не позволяет выявить, что является причиной, а что следствием. При интерпретации результатов делается вывод о взаимосвязи переменных.

Планы ex post facto. Исследование, проводимое с использованием планов ex post facto, также нельзя в полной мере назвать экспериментом, поскольку, как и в случае с корреляционным исследованием, исследователь не оказывает прямого воздействия на испытуемого. В качестве такого воздействия принимается некоторое событие, которое имело место быть ранее в жизни человека и которое по каким-либо причинам (чаще – этического характера) невозможно воспроизвести в условиях эксперимента. Например, таким событие может быть переживание стресса при землетрясении, утрата родителей в детстве, участие в боевых действиях и т.д.

Исследование проводится путем формирования двух уравненных (в идеальном варианте – рандомизированных) групп, одна из которых состоит из людей, которые имеют данный признак (например, дети-сироты), а другая из людей, которые не имеют данного признака (дети, воспитывающиеся в семье). Таким образом, признак, который исследователь принимает в качестве причины воздействия на человека, является независимой переменной. Зависимой переменной признается та характеристика, которая по

       
   

строгая сильная слабая

положительная положительная положительная

 
 

связь связь связь

 
 

строгая сильная слабая

отрицательная отрицательная отрицательная

           
     
 

связь связь связь

нулевая нелинейная корреляция

корреляция

Рис.5. Виды корреляционной связи

мнению исследователя должна различаться у этих групп людей. После формирования групп испытуемых исследователь производит замер уровня зависимой переменной в обеих группах (например, при помощи тестирования) и в результате сравнения делает вывод о возможном влиянии независимой переменной на зависимую.

Исследование проводится по схеме:

R x О1

R x О2

Такого рода исследования применяются в социологии, педагогике, нейропсихологии, клинической психологии, психологии критических ситуаций.

Контрольные вопросы:

  1. В чем специфика корреляционного исследования?
  2. Какой вид связи проверяется корреляционным исследованием?
  3. Какие виды корреляционной связи выделяются?
  4. В чем заключается исследование ex post facto?

Рекомендуемая литература:

1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

3. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.

4. Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст]/ Д. Мартин – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: