План:
1. Понятие многоуровневого эксперимента.
2. Контроль в многоуровневых экспериментах.
Понятие многоуровневого эксперимента. Многоуровневый эксперимент – это такой эксперимент, в котором независимая переменная имеет несколько (более двух) уровней своего проявления.
Классический эксперимент с качественной независимой переменной может дать недостоверные результаты в силу неполноты независимой переменной, что представляет угрозу внутренней валидности эксперимента. Выходом является перевод качественной независимой переменной в количественную.
Контроль в многоуровневых экспериментах. Контроль в многоуровневых экспериментах осуществляется с помощьюприменения специальных экспериментальных схем. Экспериментальная схема – определенный план предъявления испытуемым различных условий независимой переменной для адекватной проверки экспериментальной гипотезы.
Схемы контроля в многоуровневых экспериментах:
1. реверсивное уравнивание – схема, которая реализуется путем предъявления второй группе испытуемых уровней стимулов в обратном порядке.
|
|
группы последовательность недостаток
1 АБ В ГД появление
2 ДГ В БА ассиметричного переноса
2. полное позиционное уравнивание – схема, которая реализуется путем формирования всех вариантов сочетания уровней стимулов.
группы последовательность недостаток
1 АБВ
2 АВБ огромное
3 БВА количество
4 БАВ проб
5 ВАБ
6 ВБА
3. латинский квадрат.
Случайный выбор среди «квадратов», в которых каждый уровень появляется один раз в каждой позиции. Каждый такой квадрат представляет собой полную экспериментальную схему.
Группы испытуемых последовательности
1 АБВГДЕ
2 ВДГАЕБ
3 ДВАЕБГ
4 БГЕВАД
5 ГЕБДВА
6 ЕАДБГВ
Поскольку в латинском квадрате каждый уровень оказывается в каждой позиции последовательности, естественно, требуется столько групп испытуемых, сколько уровней независимой переменной.
Обычно вводят ограничение на латинский квадрат. Оно состоит в требовании, чтобы каждому уровню непосредственно предшествовал каждый другой уровень. Такой квадрат называют сбалансированным квадратом.
Группа испытуемых последовательности
1 АБВГДЕ
2 БГАЕВД
3 ВАДБЕГ
4 ГЕБДАВ
5 ДВЕАГБ
6 ЕДГВБА
При анализе приведенных схем становится ясно, что каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому выбор схемы должен осуществляться с учетом цели эксперимента, имеющихся ресурсов и условий проведения. При планировании такого исследования необходимо обратить особое внимание на выделенные уровни независимой переменной, которые должны в обязательном порядке быть представлены перекрывающимися диапазонами. Если это условие не соблюдено, то говорить о достоверности результатов можно с определенной долей условности.
|
|
Таким образом, при проведении многоуровневого эксперимента остаются две угрозы внутренней валидности:
- кривая, полученная для каждого уровня независимой переменной на группе испытуемых может не представлять индивидуальные кривые ни одного из испытуемых;
- искажения в измерениях зависимой переменной:
- за счет измерения очень маленьких величин;
- за счет субъективного шкалирования.
Контрольные вопросы:
1. В чем специфика многоуровневых экспериментов?
2. Для чего применять контроль в многоуровневых экспериментах?
3. В чем достоинства и недостатки применения схемы «реверсивное уравнивание»?
4. В чем достоинства и недостатки применения схемы «полное позиционное уравнивание»?
5. В чем достоинства и недостатки применения схемы «латинский квадрат»?
Рекомендуемая литература:
1. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст]/ Р. Готтсданкер – М.: Издательство Московского университета, 1982.
2. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.
3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.
4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.
5. Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст]/ Д. Мартин – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.