Тема 13. Многоуровневые эксперименты (2 ч)

План:

1. Понятие многоуровневого эксперимента.

2. Контроль в многоуровневых экспериментах.

Понятие многоуровневого эксперимента. Многоуровневый эксперимент – это такой эксперимент, в котором независимая переменная имеет несколько (более двух) уровней своего проявления.

Классический эксперимент с качественной независимой переменной может дать недостоверные результаты в силу неполноты независимой переменной, что представляет угрозу внутренней валидности эксперимента. Выходом является перевод качественной независимой переменной в количественную.

Контроль в многоуровневых экспериментах. Контроль в многоуровневых экспериментах осуществляется с помощьюприменения специальных экспериментальных схем. Экспериментальная схема – определенный план предъявления испытуемым различных условий независимой переменной для адекватной проверки экспериментальной гипотезы.

Схемы контроля в многоуровневых экспериментах:

1. реверсивное уравнивание – схема, которая реализуется путем предъявления второй группе испытуемых уровней стимулов в обратном порядке.

группы последовательность недостаток

1 АБ В ГД появление

2 ДГ В БА ассиметричного переноса

2. полное позиционное уравнивание – схема, которая реализуется путем формирования всех вариантов сочетания уровней стимулов.

группы последовательность недостаток

1 АБВ

2 АВБ огромное

3 БВА количество

4 БАВ проб

5 ВАБ

6 ВБА

3. латинский квадрат.

Случайный выбор среди «квадратов», в которых каждый уровень появляется один раз в каждой позиции. Каждый такой квадрат представляет собой полную экспериментальную схему.

Группы испытуемых последовательности

1 АБВГДЕ

2 ВДГАЕБ

3 ДВАЕБГ

4 БГЕВАД

5 ГЕБДВА

6 ЕАДБГВ

Поскольку в латинском квадрате каждый уровень оказывается в каждой позиции последовательности, естественно, требуется столько групп испытуемых, сколько уровней независимой переменной.

Обычно вводят ограничение на латинский квадрат. Оно состоит в требовании, чтобы каждому уровню непосредственно предшествовал каждый другой уровень. Такой квадрат называют сбалансированным квадратом.

Группа испытуемых последовательности

1 АБВГДЕ

2 БГАЕВД

3 ВАДБЕГ

4 ГЕБДАВ

5 ДВЕАГБ

6 ЕДГВБА

При анализе приведенных схем становится ясно, что каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому выбор схемы должен осуществляться с учетом цели эксперимента, имеющихся ресурсов и условий проведения. При планировании такого исследования необходимо обратить особое внимание на выделенные уровни независимой переменной, которые должны в обязательном порядке быть представлены перекрывающимися диапазонами. Если это условие не соблюдено, то говорить о достоверности результатов можно с определенной долей условности.

Таким образом, при проведении многоуровневого эксперимента остаются две угрозы внутренней валидности:

- кривая, полученная для каждого уровня независимой переменной на группе испытуемых может не представлять индивидуальные кривые ни одного из испытуемых;

- искажения в измерениях зависимой переменной:

- за счет измерения очень маленьких величин;

- за счет субъективного шкалирования.

Контрольные вопросы:

1. В чем специфика многоуровневых экспериментов?

2. Для чего применять контроль в многоуровневых экспериментах?

3. В чем достоинства и недостатки применения схемы «реверсивное уравнивание»?

4. В чем достоинства и недостатки применения схемы «полное позиционное уравнивание»?

5. В чем достоинства и недостатки применения схемы «латинский квадрат»?

Рекомендуемая литература:

1. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст]/ Р. Готтсданкер – М.: Издательство Московского университета, 1982.

2. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.

5. Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст]/ Д. Мартин – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: