Схема экспериментов

При проведении экспериментов с различными группами людей (студентами, старшеклассниками, сотрудниками НИИ) предполагалось, что сложность задачи экспертной классификации зависит от следующих параметров задач: числа критериев, числа оценок на их шкалах, числа классов решений. Была выдвинута гипотеза, что поведение людей может измениться при определенном увеличении того или иного параметра задачи. Сложность задачи классификации в каждом из экспериментов определялась тремя следующими параметрами: числом критериев (признаков, характеристик) N, описывающих оцениваемые объекты; числом оценок Wi (I = 1,..., n) на порядковых шкалах этих критериев (оценки упорядочены от лучшей к худшей); числом классов решений Р, к которым следует отнести рассматриваемые объекты. Все возможные сочетания оценок по разным критериям определяют полное множество возможных описаний объектов. В каждом из экспериментов испытуемому предлагалось оценить все возможные объекты, отнеся каждый'из них к одному из заданных классов решений.

Как пример рассмотрим одну из задач, решавшихся студентами. В качестве объектов классификации выступали описания арендуемых квартир — объектов, хорошо знакомых испытуемым. В качестве критериев оценки объектов предлагались:

1) размеры подсобных помещений и кухни;

2) расположение комнат;

3) район, где находится квартира;

4) экологическая обстановка в районе;

5) стоимость.

Для каждого из критериев была разработана шкала из трех словесных оценок, упорядоченных по качеству от первой к третьей. Так, для первого критерия использовалась следующая шкала оценок:

1) подсобные помещения и кухня большой площади;

2) подсобные помещения и кухня малой площади;

3) кухня малой площади, подсобные помещения отсутствуют. Итак, в данном случае N = 5 и Wi = 3. Нетрудно убедиться, что сочетания различных оценок по критериям задают полное множество возможных объектов. В данном случае количество этих объектов Q = 35 = 243. Описание 243 гипотетических квартир в случайном порядке предъявлялось испытуемому. Его задача состояла в отнесении каждого сочетания к одному из следующих классов решений:

1) квартира хорошая и полностью вас удовлетворяет;

2) квартира удовлетворительная, хотя и имеет ряд недостатков;

3) квартира вам не подходит.

Параметры, используемые для оценки

Поведения испытуемых в задачах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: