Номер экспери- мента | Количе- ство испытуе- мых | Размерность задачи | Среднее число допу- щенных ошибок (Б) | Процент испытуемых, справившихся с задачей | |||
N | W | Р | Q | ||||
9.5 | |||||||
6,5 | |||||||
3* | 6,5 | ||||||
9,7 | |||||||
5* | 5,8 | ||||||
6* | 5,0 | 46 Первая серия | |||||
8,8 | 10 экспериментов | ||||||
6,2 | |||||||
9* | |||||||
8,8 | |||||||
12* | 5,1 | ||||||
.5 | 9,8 | ||||||
14* | 3,5 | ||||||
15* | 3,3 1,3 | Вторая серия экспериментов (см.далее) | |||||
Примечание: N — число критериев; W — число градаций на шкалах их оценок; Р — число классов; Q — число классифицируемых объектов; * - сложность данной задачи находится в пределах возможностей человека |
Как видно из таблицы, среднее число ошибок зависит от сложности задачи классификации. Можно определить зависимость количества ошибок от параметров Р, N и W. Это позволило получить следующий результат: число ошибок (число замен) при фиксированных N и W существенно зависит от числа классов решений Р.
|
|
Среднее время, затрачиваемое испытуемыми на вынесение одного суждения о принадлежности объекта к тому или иному классу, составляло 14 с. Дополнительный анализ качества выполнения классификации, проведенный для каждого испытуемого в соответствии с критериями, позволил вынести суждение, справился ли испытуемый с заданием. Например, в эксперименте 9, при N = 4 (число критериев), Wi = 4, I = l,...,4 (число оценок на порядковых шкалах), Р = 2 (число классов решений), 67% испытуемых справились с задачей (среднее число ошибок равнялось 3). В эксперименте 7, при тех же N = 4 и W = 4, но уже при Р=4, не справились с задачей 90% испытуемых, причем наблюдалось резкое увеличение числа противоречий и ошибок (среднее число замен равнялось 8,8).
Были найдены такие значения N, W, Р, что при увеличении одного из этих параметров значительная часть испытуемых переставала справляться с задачей. Было условно определено, что если как минимум треть испытуемых из группы, состоявшей обычно из 10-15 человек, успешно справляется с задачей, то задача классификации данной сложности находится в пределах возможностей человека.
Обсуждение результатов первой серии