Среди методов психологии выделяются две большие группы – наблюдение и эксперимент. В практике социального обеспечения наиболее часто применяется метод наблюдения, который может быть сплошным и выборочным, может усиливаться объективной регистрацией явления -например, магнитофонная запись, фото- и киносъемка. К методу наблюдения относится также и такой важнейший в социальной практике метод, как беседа. Своеобразной модификацией метода беседы, имеющей наибольшее значение в социальном обеспечении для оценки личности свидетельствуемого является психобиографический метод, под которым понимается психологический анализ анамнеза.
К методу наблюдения относят анкетирование и самонаблюдение. Самонаблюдение в практике социального работника является хотя ограниченным, но порой достаточно ценным методом. Метод наблюдения принято делить на пассивное, созерцательное, активное, целенаправленное и управляемое наблюдение.
К управляемому наблюдению относят естественный эксперимент, который наиболее часто проводят работники социального обеспечения, посещая промышленные предприятия и заведения ВТЭК, и лабораторный эксперимент, чаще проводимый в специализированных лабораториях.
Наряду с методами наблюдения в психологии широко применяются экспериментально-психологические методы исследования. Вопрос о тестировании для выявления особенностей характера, темперамента, памяти, внимания и других психических качеств весьма сложен. Прав Б.М.Теплов, говоря, что нет умных и глупых тестов, а есть глупое и умное их применение. Экспериментально-психологические методики не могут заменить такие формы изучения человека, как беседа, психобиографический метод и другие формы метода наблюдения. Они могут лишь в определенной мере объективировать или количественно оценить те или иные качества психики.
Принципы – это научные положения, лежащие в основе построения науки, ее теории и метода. Они в концентрированной форме содержат накопленную предшествующую научную информацию и отраженную в ней практику.