Тема 2. Развитие психологических представлений в рамках античного мировоззрения
Тема 1. История психологии как наука
Содержание дисциплины
Предмет, задачи, методы истории психологии. Основные подходы к анализу истории науки. Теория парадигм (Т. Кун) и возможности ее приложения к истории психологии. История науки как развитие ее предмета, метода, объяснительных принципов. Специфика объекта и предмета психологии Гуманитарное и естественнонаучное психологическое знание. Фундаментальное и прикладное психологическое знание. Психологическая практика. Предмет, метод, объяснительный принцип в психологическом знании различного типа. Общий очерк развития предмета психологии. Очерк становления основных отраслей психологии. Различные подходы к периодизации развития психологии. Синкретический, аналитический, синтетический этапы развития психологического знания и практики.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1.
1. Основные методологические принципы истории психологии.
2. Основные этапы становления предмета психологии.
Основная литература: 2, 4, 5
Дополнительная литература: 8.
Основные особенности античного мировоззрения. Взаимная отраженность человека и Космоса в античных космологических и антропологических представлениях. Особенности «полисного мышления». Мифология и философия в античной культуре. Понятие «душа», его содержание и отнесенность в мифологии и ранней философии. Проблема субстанции и античные психологические представления. Пифагор и мистико-символическая традиция в психологии; истоки психотерапии. Гераклит и идея закономерности в психологии. Анаксагор и идея строения. Демокрит и идея причинности; его представления о функции души и механизмах ее функционирования. Сократ и софисты: проблема человека; метод диалога и его влияние на способ психологического размышления и практики. Психологические воззрения Платона: проблема происхождения души, ее бытия и связи с телом. Аристотель и его трактат «О душе» как первое психологическое произведение; функции и виды души по Аристотелю. Возрастно-психологические и психолого-педагогические идеи античных философов. Проблемы типологии людей в античной науке и философии (Гиппократ, Теофраст). Прообразы психологических практик в античной медицине, педагогике.
Учение о душе в поздней античности. Неоплатонизм, его связь с психологическими воззрениями европейского средневековья.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.
1. Основные три линии в развитии античной психологической мысли.
2. Психологические воззрения Аристотеля.
Основная литература: 2, 5
Дополнительная литература: 1.
Общая характеристика психологических воззрений в Средние века. Психологические идеи в патристике. Аврелий Августин, его влияние на развитие психологических представлений. Виды души по Аврелию Августину. «Исповедь» как психологическое произведение. Психологические проблемы познания в трудах схоластов. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Психологические воззрения Фомы Аквинского. Мистико-эзотерические учения Средневековья и проблемы психологии. Психологические взгляды представителей Арабского востока.
Средневековье в России и духовно-религиозные истоки русской психологической мысли.
Раннее и среднее Возрождение. «Высокое» Возрождение. Проблема индивидуальной свободы и ответственности как фактор становления новых психологических идей. «Смеховая культура» и возникновение новой картины человека. Развитие науки и искусства, изменение взгляда на человека. Психологические проблемы, связанные с различными аспектами возрожденческого гуманизма. Психолого-педагогические аспекты психологических воззрений в Средние века и в эпоху Возрождения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3.
1. Психологические проблемы в патристике.
2. Психологические аспекты проблемы универсалий.
Основная литература: 2, 5