- обеспечивает рост занятости.
- снижает социальную напряженность.
- стабилизирует уровень доходов населения
Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия, как правило, подвержены гораздо более существенному риску, чем крупные фирмы.
Сильные стороны малогобизнеса | Слабыестороны малогобизнеса |
Гибкость | Высокая степень риска |
Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом | Интуитивный характер и неспециализированное управление |
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынках | Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам |
Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР | |
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства |
Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.
Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управления. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средства друзей и близких. Не редкость в малом бизнесе и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше, чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая, по сравнением с крупным бизнесом, оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Таким образом, главное отличительная особенность малого предпринимательства состоит в том, что оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.