Чувство классового сознания подсказывает бизнесу, что в интересах самосохранения следует выступать не разрозненно, каждый за себя, а объединившись в соответствующие структуры, способные формировать консолидированные позицию и точку зрения. Поэтому повсюду в мире действуют бизнес-организации и бизнес-сообщества.
В России формами консолидации бизнеса стали: Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП) и другие объединения.
Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации является постоянно действующим совещательным органом, образованным для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации.
|
|
Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации образован для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации.
Совет осуществляет предварительное рассмотрение, проведение экспертной оценки и подготовки предложений по модернизации промышленности и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на основе внедрения новых техники и технологий, увеличения объемов экспорта высокотехнологичной продукции, реализации научно-технической и инновационной политики с учетом конкурентных преимуществ Российской Федерации, укреплению конкурентных позиций российских организаций на внешнем и внутреннем рынках, развитию конкуренции и ограничение монополистической деятельности.
Совет Правительства содействует созданию условий для развития предпринимательства, в том числе малого, сокращению административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, формированию условий для экономической заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности в развитии и поддержке социальной сферы.
Основным участником переговоров по любой экономической проблеме является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), образованный в 1990 г. (имел название Научно-промышленный союз СССР и представлял в перестроечных условиях интересы директорского корпуса в органах власти СССР). В РСПП непосредственно входят 11 тыс. предприятий, 317 тыс. индивидуальных членов, его влиянием охватывается 60% реального сектора, предприятия которых производят около 80% ВВП страны. РСПП имеет широкую филиальную сеть, которая, помимо прочего, выполняет и информационно-просветительные функции, доводя до общества позиции работодателей по разным вопросам. С участием РСПП создан Координационный совет отечественных работодателей (КСОР), представляющий бизнес в трехсторонней комиссии наряду с Правительством РФ и профобъединениями.
|
|
Возникнув как организация «красных директоров», РСПП совершил метаморфозу, став полезным и для всех, кто занимается бизнесом, и для власти. Сейчас РСПП выполняет роль коллективного посредника между бизнесом и властью, т.е. лоббистской организации, вырабатывающей правила игры со стороны бизнеса. Это постоянно действующая площадка для переговоров по сложным экономическим проблемам. Но власти РСПП нужен не только для диалога с бизнесом, но и как рычаг управления и при необходимости корректировки действий бизнеса.
РСПП через свой орган — бюро — взаимодействует с Президентом РФ, Советом по предпринимательству при Правительстве РФ. Законодательные инициативы РСПП через Совет согласовываются с Правительством РФ (ряд членов бюро РСПП входят в Совет по предпринимательству). РСПП отстаивает интересы не отдельно взятой компании, а бизнеса в целом. Его аналитики выявляют тенденции в экономике и с их учетом подвергают экспертизе проекты нормативных правовых актов органов власти. При их прохождении в парламенте и правительстве, органах региональных властей РСПП осуществляет цивилизованный лоббизм.
Члены РСПП имеют разнообразные контакты в высших эшелонах власти. Рассматриваются общие направления отношений с бизнес-сообществом, вопросы экономического развития страны, состояние законодательства в сфере государственного регулирования экономики. Это форма прямого влияния бизнеса на власть и власти на бизнес.
По одним вопросам решения принимаются оперативно, немедленно, и бизнес узнает, в какой мере власть пошла ему навстречу; по другим — даются поручения по более глубокой проработке и подготовке нормативного акта.
У РСПП есть свои варианты промышленной политики, налоговой, балансовой, пенсионной, административной реформ. Как правило, он находит общий язык с Правительством РФ, хотя по отдельным направлениям экономической политики и реформ предлагает иные варианты. РСПП за более внятную стратегию развития с четко обозначенными приоритетами. Его больше не устраивают экстенсивный характер развития, противоречащий мировой тенденции, разрыв в рентабельности нефтегазового сектора (40%) и остальной промышленности (9%), недоступность для малого и среднего бизнеса инвестиционных источников.
В концепции промышленной политики РСПП выделяются два направления. Первое — продолжение приватизации, передел собственности, в основном путем перепродажи акций с подчинением предприятий крупным ФПГ. Кандидатов на продажу поставляет РФФИ, с которым РСПП и намерен теснее сотрудничать. После реформирования «Газпрома» предлагается повышение цен на газ, выделение транспортирующей компании в самостоятельное подразделение, допуск независимых газодобытчиков к экспортной трубе.
Второе направление — использование возможностей государства для повышения конкурентоспособности предприятий, включая поддержку отдельно взятых компаний на внутреннем и внешнем рынках, финансирование инвестиционных проектов за счет бюджета в ключевых точках. Это линия на поддержку не отрасли, а компаний, холдингов, и не слабых, а сильных, путем налоговых и таможенных льгот, льгот по тарифам естественных монополий, приобретению новых активов, передачи сильным компаниям предприятий-банкротов. Все это должно позволить отечественным производителям закрепиться на внутреннем и внешнем рынках.
|
|
Предлагаются жесткие критерии отбора для поддержки: котировки акций, качество топ-менеджмента, репутация, доля профильных активов, рыночная доля продукции, создание новых рабочих мест и др. Им могут соответствовать не более 200 компаний. Но и это можно считать шагом вперед, ведь Правительство РФ против финансовой поддержки, в основном из-за опасения роста коррупции. Правда, игнорирование РСПП отраслевого подхода не способствует технологическому прогрессу страны в целом. Например, исключаются из числа претендентов даже такие предприятия, как «Авиастар» (г. Ульяновск), способный выпускать «Ту-204». В промышленной политике РСПП заметно стремление поставить ресурсы государства на службу бизнесу. В этом не было бы ничего предосудительного, если бы интересы бизнеса и государства совпадали во всем.
Комиссия по корпоративной этике учреждена в соответствии с
принятой РСПП в 2002 г. Хартией деловой и корпоративной этики и качестве механизма разрешения корпоративных конфликтов. Члены Комиссии (арбитры, эксперты) избираются на заседании РСПП без ограничения срока полномочий. Необходимость такого подразделения обусловлена ростом конфликтных ситуаций хозяйствующих субъектов и неспособностью судебной системы оперативно на них реагировать. Деловая этика сведена к восьми заповедям (способствовать укреплению основ института собственности; не оказывать незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных органов; строить бизнес, «основываясь на принципах добропорядочности, справедливости, честности» и т.д.). В случае конфликта стороны обращаются в Комиссию. Ее решениями (не имеющими юридической силы) могут быть примирение, общественное порицание, внесение в список неблагонадежных партнеров, исключение из членов бюро РСПП. Деловая репутация сейчас очень дорого стоит: попав в «черный список», можно потерять все. Поэтому предприниматель много раз взвесит, стоит ли рисковать, совершая этически уязвимую сделку.
|
|
Только само бизнес-сообщество способно поддерживать высоконравственный порядок в собственном цехе, принуждать компании следовать правилам честного корпоративного управления. РСПП выступил с инициативой о заключении бизнесменами антикоррупционной конвенции, налагающей на них обязательства не давать взяток чиновникам, не подкупать их в любой форме, не проталкивать во власть с помощью денег своих людей. Таким образом, речь идет о соблюдении общечеловеческих морально-этических норм (которые почему-то оказались в дефиците), а не о введении каких-то новых правил.
Нью-Йоркская фондовая биржа контролирует соблюдение правил корпоративного управления: ни одна компания не будет работать на бирже, пока не докажет свою честность. Крупнейшие компании учредили институт разрешения споров; через него проходит до 10 тысяч дел в год.
РСПП из «профсоюза» олигархов превратился в полностью лояльную власти организацию. Принята концепция развития РСПП, в которой разделяется обеспокоенность государства по ключевым проблемам экономики и социальной жизни. Члены РСПП не скрывают, а подчеркивают свою лояльность, так как это помогает решать проблемы бизнеса.
Формой самоорганизации в основном среднего и малого бизнеса является Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).
Торгово-промышленная палата Российской Федерации — негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации — представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации — содействует развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности.
Приоритетными задачами и направлениями деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются:
· активное содействие развитию и широкому применению инноваций, современных технологий, экономики знаний;
· представление и защита интересов деловых кругов в органах государственной власти и местного самоуправления;
· активное участие в разработке законодательных и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, и создание эффективной системы независимой экспертной оценки их проектов;
· участие в становлении и развитии инфраструктуры обслуживания предпринимательства, расширение сферы оказываемых палатами услуг, повышение их качества и высокой степени доступности для бизнеса, общественных и государственных структур, муниципальных образований;
· установление и развитие связей с иностранными партнерскими организациями и деловыми кругами, а также международными организациями бизнеса;
· содействие эффективному и качественному разрешению гражданско-правовых споров путем развития форм третейского разбирательства;
· продвижение товаров и услуг российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
· распространение принципов цивилизованного ведения бизнеса и социальной ответственности в предпринимательской среде;
· формирование позитивного имиджа российских производителей товаров и услуг.
Перспективное направление деятельности ТПП РФ — организация сотрудничества на взаимовыгодной основе представителей малого и крупного бизнеса, прежде всего, в инновационной сфере.
Система Торгово-промышленной палаты России сегодня — это:
· более 170 территориальных торгово-промышленных палат;
· около 200 сформировавшихся на федеральном и более 250 — на региональном уровне отраслевых объединений предпринимателей, представляющих основные секторы российской экономики;
· более 70 крупных компаний, эффективно работающих в ключевых отраслях экономики;
· около 40 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности;
· более 30 комитетов ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и 800 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований, созданных территориальными палатами;
· представительства за рубежом.
ТПП по возможностям лоббирования уступает РСПП, но стремится расширить полномочия, взять на себя ряд государственных функций: регистрацию предприятий, подготовку кадров для предприятий и др.
Власть провозгласила принцип равноудаленности бизнесменов от власти независимо от ранга. Он означает, в частности, недопущение борьбы бизнеса и власти на политическом поле, влияния бизнеса на большую политику, установление контактов бизнеса с властью только через формальные организации. Все это предопределяет неизбежность повышения роли, расширения сферы деятельности создаваемых бизнесом организационных структур.
Президент РФ с 2000 г. практикует встречи с представителями сначала крупного, а затем и среднего и малого бизнеса. До 2003 г. они были частыми и регулярными, а в последние годы их число значительно сократилось, но важность их не утрачена. Тематика встреч изменилась, уменьшился и перечень приглашаемых лиц (почти в два раза). Это результат утраты остроты во взаимоотношениях бизнеса и власти. Прежде бизнесмены приходили и просили что-то, высказывали жалобы на притеснение со стороны органов государственного управления. Теперь бизнес стремится идти навстречу государству, участвовать в его проектах, прежде всего социальных.
Одновременно участились открытые (публикации в СМИ) обращения представителей бизнес-сообщества, отдельно взятых компаний непосредственно к Президенту РФ с просьбами о помощи в решении их деловых проблем. Например, виноделы и торговцы просят защитить их от действий Главного санитарного врача страны, запретившего продажу недоброкачественной алкогольной продукции, «взять под личный контроль сложившуюся ситуацию, а также дать указание соответствующим министерствам провести проверку правомерности распоряжения Главного санитарного врача». Вряд ли авторы обращения не понимают, что оно и не по адресу, и смехотворно, но идут на такой шаг, надеясь на эффект PR.