Принципы обучения фонетике

Методика преподавания фонетики как и другие разделы науки о языке руководствуется общедидактическими, общеметодическими и частнометодическими методическими принципами. К общедидактическим принципам относятся: принципы научности, системности,. последовательности, преемственности, перспективности, доступности, связи теории с практикой., наглядности, учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Особенно важными из названных принципов являются принципы преемственности и перспективности. Расшифровать! (составление таблиц: что знают, что новое).

К общеметодическим следует отнести:Это: экстралингвистический принцип, который предполагает сопоставление звуковых единиц языка и реалий, в которых реализуется их значение (при знакомстве со смыслоразличительной функцией фонем следует наблюдать за звучанием и реалией в виде рисунка); функциональный принцип заключается в показе функций, т.е. роли языковых явлений в языке и речи. Так, функция фонем состоит в создании звуковой оболочки слова и в различении слов. Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая единица. В фонетике этот принцип выражен в меньшей степени. Принцип внутриуровневых и межуровневых связей предполагает установление зависимости между единицами одного уровня или разных уровней. Для фонетики внутриуровневые связи проявляются при сочетании звуков (озвончении, оглушении в определённых условиях). Межуровневые связи проявляются, н-р, с лексикологией, когда слабая позиция согласного в конце слова даёт основание для явления омофонии (кот и код). Нормативно-стилистический принцип связан с выбором в речи нормированных /ненормированных языковых явлений. В связи с этим принципом при изучении фонетики должны закладывать основы разграничения стилей речи (полный, неполный и т.д.). Поговорить! Исторический принцип предполагает учёт исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном русском языке.

Методика фонетики располагает следующими частнометодическими принципами:

- опора на речевой слух самих учащихся (например, различение мягких и твёрдых согласных);

- рассмотрение звука в морфеме помогает пониманию их изменений в зависимости от позиции звука и чередования звуков в слабой и сильной позиции;

-- сопоставление звуков и букв, для того чтобы избежать их смешивания (особенно чётко выдерживается при фонетическом разборе);

- соотношение звучания и написания.

 
Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и слабых фонем. Два последних принципа предупреждают смешение детьми звуков и букв (фонетики и графики) существенно влияют на орфографию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: