Методика преподавания лексики и фразеологии

1.Место лексики и фразеологии в школьном курсе русского языка. Содержание курса лексики. Цели изучения лексики и фразеологии в школе.

2.Принципы преподавания лексики и фразеологии.

3.Методы и приёмы преподавания лексики и фразеологии.

4.Система упражнений по лексике и фразеологии. Лексический разбор.

1.Баранов М.Г. Методика преподавания лексики и фразеологии. – М., 1988.

2.Прудникова А.В. О системе упражнений по лексике русского языка. – РЯШ, 1972, № 2.

3.Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.

4.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1982.

5.Агапова Л.В. Индивидуальные задания по фразеологии. – РЯШ, 1977, № 4.

Место лексики и фразеологии в школьном курсе русского языка. Содержание курса лексики и фразеологии.

Лексика – раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка.

В изучении лексики выделяют 3 этапа: 1) начальный (1-4 кл.); 2) специальный (5-6 кл.); 3) повторительный (7-9, 11 кл.).

Согласно программе лексика и фразеология изучается в 4-5 классах. Основная часть изучается в 5 классе. В 6 классе Вводится только понятие стилей: научный, официально-деловой, публицистический. Курс 5 класса включает следующие понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, тематические группы слов, синонимы, антонимы, омонимы и паронимы; группы слов по происхождению и употреблению (исконно русские и заимствованные. Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова), устаревшие слова (архаизмы и историзмы), неологизмы; фразеологизмы.

Целью изучения лексики в школе является:

а) ознакомление учащихся со словом как единицей языка, обладающей совокупностью лексических значений, которые по-разному проявляются в речи;

б) обогащение словарного запаса;

в) обучение правильному, точному использованию слова в разных контекстах;

Школьникам следует дать представление о характере и качественном составе лексики в целом; о целях и источниках пополнения русской лексики в прошлом и настоящем; о степени устойчивости существования в языке отдельных слов и некоторых разрядов в целом; об основных семантических пластах русской лексики и их функционировании в живой речи.

Работа над лексическими понятиями продолжается в последующих классах попутно с изучением других тем программы путём выполнения различных упражнений.

Работа по лексике в школе имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. В результате занятий по лексике расширяется представление школьников о языке в целом, устанавливаются связи лексики с грамматикой, стилистикой, орфографией, развивается интерес к предмету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: