Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:
-укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);
-подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;
-найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;
-запишите многозначные слова с перечнем различных их значений (с примерами из художественной литературы);
-определите значение, в котором употреблено выделенное слово;
-составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам);
-составьте предложения с указанным значением данного слова;
-найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении;
-подобрать фразеологизм со словом, относящимся к той части речи, которая изучается в данный момент в классе (н-р, с сущ. язык, прил. красный, мест. я, гл. идти, нареч. хорошо);
|
|
-подобрать фразеологизмы со сравнениями;
-подобрать пословицы по тематическому признаку: о весне, о дружбе и т.д.;
-определить, из каких произведений взяты предложенные учителем фразеологизмы, объяснить их значение.
В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими значениями.
Выполнить лексический разбор слова – значит указать лексическое значение слова, его прямое и переносное значения, подобрать к слову синонимы и антонимы.
Порядок лексического разбора
(По В.В.Бабайцевой)
1.Определи лексическое значение слова.
2.Укажи, однозначное слово или многозначное.
3.Укажи, какие синонимы и антонимы имеет слово.
4.Укажи, какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре.
5.Назови особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании).