Система упражнений по лексике и фразеологии

Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:

-укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);

-подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;

-найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;

-запишите многозначные слова с перечнем различных их значений (с примерами из художественной литературы);

-определите значение, в котором употреблено выделенное слово;

-составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам);

-составьте предложения с указанным значением данного слова;

-найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении;

-подобрать фразеологизм со словом, относящимся к той части речи, которая изучается в данный момент в классе (н-р, с сущ. язык, прил. красный, мест. я, гл. идти, нареч. хорошо);

-подобрать фразеологизмы со сравнениями;

-подобрать пословицы по тематическому признаку: о весне, о дружбе и т.д.;

-определить, из каких произведений взяты предложенные учителем фразеологизмы, объяснить их значение.

В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими значениями.

Выполнить лексический разбор слова – значит указать лексическое значение слова, его прямое и переносное значения, подобрать к слову синонимы и антонимы.

Порядок лексического разбора

(По В.В.Бабайцевой)

1.Определи лексическое значение слова.

2.Укажи, однозначное слово или многозначное.

3.Укажи, какие синонимы и антонимы имеет слово.

4.Укажи, какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре.

5.Назови особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: