Урок изложения обычно начинается с объяснения темы и цели предстоящей работы. Далее может идти вступительное слово учителя по содержанию текста, помогающее понять излагаемые в нём события и факты.
Вступительное слово учителя является необязательным компонентом урока. Если в произведении встречаются слов и выражения, непонимание которых затрудняет усвоение содержания учениками, то перед чтением текста следует уточнить и разъяснить их значение. Это можно сделать и после прочтения текста.
Следующие этапы обучающего изложения – чтение текста преподавателем и беседа по содержанию с одновременным анализом языковых средств.
Работа над планом изложения может сопутствовать беседе по содержанию (при изложении, близком к тексту), может проводиться и следом за ней.
Обязательным компонентом такого урока является словарно-орфографическая работа, направленная на предупреждение ошибок, и, наконец, заключительный этап – самостоятельная письменная работа учащихся.
В среднем звене устный пересказ содержания вообще не обязателен. Однако при проведении выборочных или сжатых изложений, особенно на начальной ступени обучения, такой пересказ можно использовать.
|
|
При работе над изложением, близким к тексту, где план составляется в процессе беседы, устный пересказ возможен, но он проводится по отдельным пунктам плана и в процессе анализа текста.
Таким образом, примерный план построения урока обучающего изложения может быть представлен в следующем виде:
1.Ознакомление с темой и целью предстоящей работы.
2.Вступительное слово учителя (если оно диктуется содержанием текста или конкретными образовательными задачами урока).
3.Чтение текста преподавателем (при сжатом и выборочном изложениях текст может не читаться на уроке, если он хорошо известен учащимся).
4Лексическая работа по выяснению значений новых слов или недостаточно понятных слов и выражений.
5.Беседа по содержанию с одновременным анализом языковых средств.
6.Работа над планом.
7.Словарно-орфографическая работа по предупреждению возможных ошибок.
8.Самостоятельная письменная работа.
Урок обучающего сочинения может включать следующие этапы:
1.Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
2.Вступительное слово преподавателя о художнике или беседа, содержание и объём которой зависят от уровня подготовленности класса, наличия литературы по выбранной теме.
3.Молчаливое рассматривание картины.
4.Беседа по поводу картины или по поводу времени года (например) с одновременным анализом ответов учащихся.
5.Коллективноеили самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.
|
|
6.Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учениками или учителем со стороны содержания и речевого оформления.
7.Выяснение написания некоторых слов и выражений.
8.Самостоятельная письменная работа учащихся.
После проведения сочинения обязателен его анализ, для того чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинальность (на фоне других), построение и язык ученических сочинений (находки) и т.д.; читает 1 – 2 наиболее удачных сочинения или их части; организует редактирование (коллективное или самостоятельное) нескольких отрывков из сочинений.