Урок является основной формой учебной деятельности в школе. Цель урока по русскому языку – усвоение знаний о системе языка, выработка умений применять теоретические знания в устной и письменной речи в различных сферах общения.
Как к любому другому уроку, к уроку русского языка предъявляется ряд требований, которые направлены на повышение эффективности урока и которые должны быть исходными при разработке учителем методики урока:
1) образовательно-коммуникативная, воспитательная направленность урока;
2) учёт возрастных психологических закономерностей усвоения языковых знаний;
3) соблюдение принципа преемственности в учении;
4) использование межпредметного материала на уроках русского языка;
5) постоянное последовательное повторение как средство подготовки учащихся к восприятию новых знаний;
6) комплексное (последовательное и ступенчатое) формирование различных по характеру языковых и речевых умений и навыков;
7) развитие у школьников интереса к предмету
8) дифференциация практических упражнений для классной, домашней, коллективной, самостоятельной и творческой работы;
|
|
9) единство обучающей и контролирующей функций;
10) перспективность в учении.
Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала. Перспективность – это включение в изучаемый материал сведений – смежных или несмежных, с которыми ученики познакомятся значительно позднее.
Необходимость соблюдения преемственности особенно остро возникает на стыке курсов, а также между учебными годами. В современной программе по русскому языку эти стыки обозначены специальными разделами повторения пройденного, а в учебниках специальными параграфами. Так в учебнике 6 класса под темой «Текст и его основные признаки» стоит подтема «Повторяем изученное».
Суть преемственности ранее усвоенного с новым материалом заключается в установлении ассоциативных связей знакомого с незнакомым, что создаёт условия для лучшего осознания нового, введения его в уже сложившуюся в голове ученика систему или, наоборот, изменения этой системы.
Учёт прежних знаний учащихся – непременное условие, которое необходимо реализовать в учебном процессе. Формы организации этой работы разнообразны. Прежде всего следует убеждать детей в том, что ранее полученные ими знания необходимы и без них не может быть усвоено новое. Предварительно ученики по заданию учителя повторяют пройденное. На уроке этот материал служит фоном для изучения нового языкового и правописного явления.
Использование материала, который будет изучаться позднее, в ткань очередного урока возможно только в сильном классе и если изучаемый материал имеет органические связи с темой урока. Например, при изучении разрядов имён прилагательных возможно дать детям понятие причастия, которые обозначают признак по действию.