Психология как наука

Лекции по дисциплине «Психология и педагогика»

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл.

Житейский смысл понятия психология: оно употребляется для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знако­мится с «психологией» задолго до ее систематического изучения, поскольку на протяжении всей жизни каждый исследует свой внутренний мир, постигает многие психологические законы в процессе общения с другими людьми.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплыв­чаты и во многом отличаются от научных знаний:

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к кон­кретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобще­нию, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения – случайным опытом и его субъектив­ным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознава­емы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта переда­ча просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Научный смысл понятия психология: оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии.

Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. В истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе пси­хология существовала как наука о душе, на втором – как наука о сознании, на третьем – как наука о поведении, а на четвертом – как наука о психике.

На первом этапе, который начинается более 2000 лет тому назад, изучение и объяснение души является предметом психологии. Психология развивалась в рамках одной из первых наук – философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа – главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д. Психические явления длительное время оставались для него непо­стижимой загадкой. Например, в народе глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции, отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. При этом человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. В то же время уже первобытные люди знали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны – непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некое­го неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. Таким образом, задолго до того, как психи­ческие процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

На втором этапе, начиная с 17 века, возникает новое представление о предмете психо­логии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Та­ким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь – это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективно­го научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интро­спективной трактовки сознания.

На третьем этапе становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Данный этап ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными на­уками и появлением собственных экспериментальных методов, в психо­логию были введены совершенно новые факты – факты поведения. Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Поведение противопоставляется со­знанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, поскольку выявляются путем внешнего наблюдения и эксперимента.

Таким образом, психология возникла на пересечении двух больших областей знаний – философии и естественных наук.

На четвертом этапе, начиная со второй половины 20 века, предметом психологии стала психика.

В настоящее время ПСИХОЛОГИЯ – это наука о закономерностях появления, проявления и развития психики.

Психология отвечает на 3 вопроса: Что? Как? Почему?

Что? – задачей психологии является описание фактов психической жизни.

Как? – задачей психологии является объяснение механизмов психической жизни.

Почему? – задачей психологии является раскрытие закономерностей психической жизни.

Таким образом, предметом психологии являются факты, механизмы и закономерности психических явлений.

Другими словами, психология – это наука, изучающая факты, механизмы и закономерности психических явлений.

Особенности психологии как научной дисциплины:

1. Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Психика – это свойство самой высокоорганизованной материи. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

2. Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

3. Практические следствия психологии уникальны. Психология – наука не только познающая человека, но и созидающая его.Человек, изучающий психологию, познает себя и меняется, развивается.

В качестве основных методологических принципов психологии называют:

1. Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования.

2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план.

3. Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: