Психологи давно задают себе вопрос: «Чем можно доказать, что наблюдаемое явление не случайно или что оно объективно существует?»
Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод психологического исследования – это способ познания, который представляет данные о психических явлениях, позволяет осмыслить их и применить полученные данные для совершенствования этих явлений.
Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:
1. Уровень методики.
2. Уровень методического приема.
3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).
4. Уровень организации исследования.
5. Уровень методологического подхода.
Термин «метод» может применяться к любому из уровней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике – проективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности – близнецовый метод (уровень 4).
С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент.
Г.Д. Пирьов выделил как самостоятельные методы:
1. наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное – непосредственное и опосредованное);
2. эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический);
3. моделирование;
4. психологическую характеристику.
К вспомогательным методам автор относит математические, графические, биохимические и др., в качестве специфических методических подходов выделяет генетический, сравнительный и др. Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности и др.
По двум критериям – активность и опосредованность – В.Н. Дружинин предлагает следующую классификацию методов.