Методы психологии. Психологи давно задают себе вопрос: «Чем можно доказать, что наблюдаемое явление не случайно или что оно объективно существует?»

Психологи давно задают себе вопрос: «Чем можно доказать, что наблюдаемое явление не случайно или что оно объективно существует?»

Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод психологического исследования – это способ познания, который представляет данные о психических явлениях, позволяет осмыслить их и применить полученные данные для совершенствования этих явлений.

Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:

1. Уровень методики.

2. Уровень методического приема.

3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).

4. Уровень организации исследования.

5. Уровень методологического подхода.

Термин «метод» может применяться к любому из уровней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике – про­ективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии разви­тия обсуждают психогенетический метод и его разновидности – близнецовый ме­тод (уровень 4).

С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» в качестве главных психологических ме­тодов выделил наблюдение и экспери­мент.

Г.Д. Пирьов выделил как самостоятельные методы:

1. наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное – непосредственное и опосредо­ванное);

2. эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический);

3. моделирование;

4. психологическую характеристику.

К вспомогательным методам автор относит математические, графические, биохимичес­кие и др., в качестве специфических методических подходов выделяет генетический, сравнительный и др. Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблю­дение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов дея­тельности и др.

По двум критериям – активность и опосредованностьВ.Н. Дружинин предлагает следующую классификацию методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: