Отрасли психологии

Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:

- предмет, с которым они связаны;

- связи с другими отраслями знания;

- общие или частные проблемы, которые они изучают;

- методы, которые они используют.

Некоторые отрасли психологии или области исследований выделяются на ос­новании более чем одного из перечисленных критериев.

В зависимости от предмета исследования выделяется огромное количество раз­делов психологического знания, например психология познавательных процес­сов, психология эмоций, психология личности, дифференциальная психология, зоопсихология, психология развития и т. д.

Нередко в качестве самостоятельных разделов психологии выделяются и более частные проблемы, например психоло­гия творчества, психология посттравматического стресса и т.п.

На основе связей психологии с другими науками выделяют такие научные дисциплины как: психофизиология, нейропсихология, социальная психология, математическая психология.

Не всегда можно однозначно сказать, являются ли данные дисциплины отраслью психологии или соответствующей смежной науки. В течение всего XX века психологические знания накапливались не только в рамках психологической науки, но и во многих других науках, которые посвящены изучению человека. И психологи не вправе претендовать на исключительный монополизм в изучении психического мира.

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две сферы научно-психологических знаний: фундаментальная и прикладная психология. Фундаментальная психология изу­чает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни.

К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:

1. Общая психология;

2. Психология личности;

3. Дифференциальная психология;

4. Психофизиология;

5. Нейропсихология;

6. Социальная психология;

7. Психология развития;

8. Психология аномального развития (или специальная психология);

9. Сравнительная психология и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функциониро­вания психики взрослого человека. В рамках общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов и процессов регуля­ции деятельности, а также психические состояния человека.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой орга­низма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в рамках пси­хофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятель­ности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, качества человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ выс­ших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейрон­ные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, па­мяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в про­цессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, меж­личностные отношения и воздействие людей друг на друга.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека. В рамках психологии развития выделяется детская психология, подростковая психология, психология юношеского возраста, психология взрослого человека, геронтопсихология (психология старости).

В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяется психология аномального развития (или специальная психология), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития.

Психология аномального развития включает в себя несколько разделов:

- Олигофрено-психология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.

- Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха.

- Тифлопсихология изучает психологию развития ела бовидящих и незрячих детей.

- Патопсихология изучает болезненные изменения и психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств лично­сти при психических заболеваниях.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные фор­мы их поведения.

Сравнительная психология занимается сопоставлением психи к и животных и человека.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные дли определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей.

К отрас­лям прикладной психологии относятся:

- педагогическая психология;

- медицинская психология;

- юридическая психология;

- экономическая психология;

- психология труда;

- политическая психология;

- психология спорта;

- психология искусства;

- психология религии;

- психология семьи.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся:

- психология обучения и воспитания;

- психология учителя;

- психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

В рамках педагогической психологии изучаются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной дея­тельности, выявляются психологические факторы, влияющие на успешность процес­са обучения, формирование мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и протекании болезней, в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики.

Подразделяется на:

- Криминологическую;

- Судебную;

- Пенитенциальную (или исправительную) психо­логию.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии иссле­дуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное ме­сто и экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслужива­ния клиентов.

Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой дея­тельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических осо­бенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производствен­ной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания:

- инженерная психология (психология деятельности человека-оператора на пультом управления машиной);

- авиационная психология;

- космическая психо­логия;

- транспортная психология;

- психология торговли;

- военная психология и др.

Политическая психология изучает психологические основы политических про­цессов, происходящих в обществе.

Наиболее важные разделы этой отрасли психо­логии:

- психология пропаганды и агитации

- проблемы имиджа политического деятеля и власти

- изучение массовых социально-психологических процессов.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного процесса тренировок, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

Психология искусства исследует закономерности творческой деятельности писателей, поэтов, художников, музыкантов, актеров и режиссеров, психологиче­ские механизмы создания ими произведений искусства. Изучаются также особен­ности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, разра­батываются психологические вопросы эстетического воспитания.

Психология религии — направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений и чувств верующих людей, а также рели­гиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи занимается изучением психологических вопросов форми­рования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в се­мье, стилей семейного воспитания.

В зависимости от метода исследования или психологической практики выде­ляются следующие отрасли психологии:

- научная и практическая психология;

- экспе­риментальная психология;

- математическая психология;

- психодиагностика;

- пси­хотерапия;

- консультационная психология.

Взаимосвязь психологии и современных наук

Человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. При этом каждый человек неповторим и обладает своей индивидуальностью. Разнообразие прояв­лений человека как природного и социального феномена привело к возникнове­нию значительного количества наук, изучающих человека.

Б.М. Кедров поместил психологию в центре своего «треугольника наук», одну сторону которого занимают науки общественно-гуманитарного цикла, другую сторону – науки технические, третью – науки естественного цикла, а в вершине треугольника – философия.


 

Согласно этой классификации психология занимает центральное место не только как продукт других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология является наукой, в которой соотносятся гуманитарные и естественно-научные знания, что определяет ее как фундаментальную в системе наук. Она выполняет миссию объединения в одну концепцию естественных и общественных наук в изучении человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: