Восприятие человека человеком

В процессе общения каждый человек раскрывается как личность, как индивидуальность в совокупности возрастных, половых, конституционных, психоло­гических особенностей, которые запечатлеваются в образах и понятиях взаимодействующих людей. В зависимости от задач совместной деятельности, обстановки общения, характерологи­ческих свойств окружающих, значимость каждой из особеннос­тей личности может быть различной и отражаться своеобразно. В процессе коммуникативных отношений отражаются особенно­сти внешнего облика людей, их манеры, привычки, речь, эмо­циональные проявления, непосредственные реакции, дейст­вия и пр.

Сложные психические образования непрерывно перестраи­ваются в зависимости от изменения переживаемых состояний человека или протекающих психических процессов. Каждая но­вая структура, сопровождаясь мимикой, пантомимой, речевыми интонациями, экспрессией выражений, является сигнальной и информационной для другого человека. Выразительные движения, отражающие радость, отчаяние, страх, гнев, робость, являются сигналами этих состояний. Эти проявления имеют не только информационное значение для окружающих людей, но выполняют и регулятивную функцию. Партнеры настраиваются на определенный психологический контакт и изменяют свое поведение, выделяя существенные признаки каждого из психи­ческих состояний среди многочисленных сопутствующих про­явлений.

В исследованиях, посвященных изучению особенностей вос­приятия человека человеком, подчеркивается чрезвычайное зна­чение выражений лица для распознавания эмоциональных со­стояний. Большим информационным содержанием обладают жесты. По ним можно судить об отношении человека к окру­жению, событию. Особенности жестикуляции могут раскрывать определенные качества личности, например, несобранность, суетливость, склонность к позерству и т. д. Наблюдения за походкой (ее ритмом, скоростью, изменчивостью, твердостью, эла­стичностью) помогут сделать выводы о психическом состоянии человека, о роде его занятий (моряк, солдат, спортсмен, бале­рина). Много дает восприятие особенностей речи: скорости разговора, длины фразы, конструкции предложений, использо­вания художественных средств, жаргонных слов и выражений, расстановок ударений, оговорок, речевых ошибок и др. Стиль речи оценивается партнером и влияет на общее мнение о лич­ности говорящего.

Воспринимая действия, движения, поступки, деятельность человека, люди уточняют свои впечатления друг о друге и глуб­же проникают во внутреннее психологическое содержание, по­знают интересы, чувства, привычки, убеждения, характер, спо­собности личности.

Внешняя сторона отдельных проявлений, поступков человека может и не раскрывать всей сложности их внутреннего содер­жания. Поэтому процесс общения – не простое отражение пси­хологических проявлений собеседников. Он становится процессом психологического познания человека другой личностью. Процесс общения регулирует поведение личности. Отражательная и регулятивная функции общения во многом зависят от особенностей возраста общающихся, их установок, профессиональных качеств, пола, воспитанности, интересов, участия в совместной деятельности, нравственных позиций личности.

В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности, восприятие разделяют на преднамеренное (произволь­ное) и непреднамеренное (непроизвольное).

При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей – воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей – воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.

Иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное восприятие. Наблюдение – это активная форма чувственного познания человеком действительности. Характеристикой активности восприятия является наблюдательность – это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраи­вает структуру и содержание психических процессов человека. Наблюдательность развивается в процессе постоянного, систематического со­вершенствования восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: