Существует гипотеза, согласно которой восприятие развивается на основе врождённых «когнитивных схем». Последние позволяют ребенку выделять наиболее важные впечатления и структурировать их определенным образом.
Необходимыми условиями развития восприятия являются:
q Активное движение. Наблюдения показали, что ограничение свободного движения нарушает развитие пространственного восприятия.
q Обратная связь. Необходима для коррекции ошибок восприятия.
q Поддержание оптимального количества поступающей сенсорной информации. «Сенсорный «голод» препятствует развитию восприятия, а в условиях "эксперимента приводит к психотическим расстройствам.
q Структурирование внешних впечатлений. Монотонность последних (пустыни, снежные равнины и др.) не способствует формированию перцептивных схем, а у взрослых является одной из причин появления миражей.