Креативность

П. Торренс под креативностью понимал «процесс, состав­ные части которого следующие: чувствительность к пробле­мам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности сво­их знаний, чувствительность к отсутствующим элементам, к дисгармонии и т.д., осознание проблем, поиск решений, догад­ки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модифика­ция, а также сообщение результатов.

В качестве синонимов «креативности» в психолого-педагогической литература часто используются термины «творческое мышление», «творческое вообра­жение» (без учета специфики соответствующих процессов). Это отразилось и на подборе тестовых заданий. Так, для опре­деления уровня развития креативности предлагаются задачи на творческое мышление (например, классификация наборов предметов, фигур и букв и др.) и воображение (например, до­рисовывание фигур).

Многие отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования творческости как некой относительно автономной, универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.

Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная способность.

В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, трудно найти приемлемое определение творческости, но там содержится довольно много описаний основных параметров, ее характеризующих.

«Креативность (творческость), – пишет Е. П. Торранс, – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е. П. Торранс и др.) учитывают обычно четыре критерия.

Продуктивность, или беглость, – способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопродуктивен. Но история знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому не известны.

Гибкость – способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.

Оригинальность – один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Другой показатель творческости обозначается термином «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие – детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.

Дружинин В.Н. выделил 3 основных подхода к проблеме творческих способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. (А.Дж.,Танненбаум, А.Олах, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.)

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г.Грубер, Я.А. Пономарев и др.)

Дальнейшее распространение эта идея получила в теории «интеллектуального порога». Д. Мэкинтон (1962), К. Якимото (1964) и Л. Торренс (1968) пришли к выводу, что для проявления креативности необходим определенный пороговый уровень развития интеллекта. Креативность и интеллектуальность связаны до определенного уровня (IQ выше 120), выше которого креативность является независимой переменной.

В отечественной психологии на наличие непрямолинейной связи между интеллектуальностью и креативностью указывает Юркевич В.С. Для высокого уровня развития творческих способностей необходим уровень умственного развития выше среднего (IQ не ниже 120), после достижение такого интеллектуального уровня дальнейшее его повышение (рост IQ до 150) не сказывается на творческом потенциале, когда интеллектуальный уровень очень высокий (IQ 170-180), то это может мешать творчеству. Таким образом, В.С. Юркевич пришла к выводу, что творчески одаренные и интеллектуально одаренные – это разные типы личности, разные типы одаренности.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и др.)

Однако в последнее время Холодная М.А. выдвинула гипотезу, в соответствии с которой «ни противопоставление, ни отождествление конвергентных и дивергентных свойств интеллектуальной деятельности неправомерно». В качестве доказательства автор приводит график «типичного распределения испытуемых в зависимости от IQ-оценок и оценок дивергентной продуктивности (креативности в широком смысле слова)». При минимальном и среднем значении IQ, проявляется устойчивая корреляционная зависимость конвергентных и дивергентных способностей. И только в группе испытуемых с высокими значениями IQ связь между этими показателями оказывается близкой к нулю. Высокий уровень IQ характеризуется весьма широким размахом проявлений креативности. Наивысшие показатели креативности, тем не менее демонстрируют испытуемые с максимальным значением IQ. И следовательно, умственная одаренность, базирующаяся на высокопродуктном интеллекте, предполагает, вероятно, синтез конвергентной и дивергентной составляющих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: