Функции языка

1. Язык – это средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта – язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений, посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

2. Язык – это средство общения (коммуникации) – язык позволяет ока­зывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сооб­щаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответ­ствующей ситуации).

3. Язык – это орудие интел­лектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, во­ображения) – человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык явля­ется основным орудием планирования интеллектуальной дея­тельности, да я вообще решения мыслительных задач.

В отличие от языка речь – этосам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.

Речевое общение – это сложный и многосторонний процесс. С психологической точки зрения, общение посредством языка – это более сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст.

Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.

И наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в ней часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с торой была сказана та или иная фраза. Не во всякой фразе смысловой подтекст используется в качестве определенной информационной нагрузки. В определенных случаях подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла.

Современному состоянию речи как универсальному средству общения пред­шествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Речь – это специфически человеческая деятельность. Речь и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в про­цессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: