Комплекс условий реализации креативности: ситуативные и личностные факторы

При анализе различных подходов к структуре одаренности (модели А.М. Матюшкина, Д. Рензулли, Д. Сиск, Дж. Фриман и др.) можно выделить три основных блока:

1 – мотивация к соответствующему виду деятельности;

2 – блок способностей;

3 – блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и пр.

Создатель наиболее известной батареи тестов диагностики креативности Е.П. Торренс полагал, что высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении трех факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации.

На самом деле, таких факторов гораздо больше. Существуют следующие факторы, определяющие успешность реализации творческого потенциала личности:

1) творческие способности личности;

2) творческая мотивация,

3) особенности Я-концепции,

4) творческие умения;

5) особенности взаимодействия с окружающими (межличностные отношения),

6) особенности ближнего социального окружения и обучения.

Креативность – одно из ведущих свойств личности интегративно – комплексного характера, связанное практически со всеми другими ее свойствами. Креативность проявляется на различных уровнях - неосознанном ориентировочно – приспособительном и сознательном, неосознанно – преобразовательном и исследовательском, как в индивидуальной деятельности, так и в социально – ролевом плане.

Категория «способности» относится к основным категориям психологии.

Известно широко распространенное определение способностей, данное Б.М. Тепловым, как индивидуально-психологических особенностей, определяющих успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. При таком подходе к способностям онтологический аспект проблемы переносится на задатки, под которыми понимаются анатомо-физиологические особенности человека, составляющие основу развития способностей. Критически анализируя его, В.Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. В данном случае способности не формируются из задатков. Способности и задатки являются свойствами: первые - свойствами функциональных систем, вторые – свойствами компонентов этих систем. Поэтому можно говорить только о развитии вещей, которым присущи данные свойства, определяющиеся как элементами системы, так и их связями.

В обычной жизни способности выступают для нас, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, имеют индивидуально своеобразное выражение.

Отцом-основателем психологии способностей можно по праву считать Ф. Гальтона, поскольку именно он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми используются до сих пор. Предпосылкой же для выделения креативности как универсальной творческой способности в самостоятельную категорию в 40-60-е годы 20в. послужили работы Дж. Гилфорда, который выделил два типа мышления: конвергентное – более традиционное, напрямую связанное с устойчивыми логическими конструктами, наиболее ярко проявляющееся в заданиях, имеющих строго ограниченное число ответов; дивергентное – тип мышления, опирающийся на воображение – мышление, которое служит средством порождения оригинальных идей и самовыражения. Гилфорд определял творческое мышление как «один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию».

К творческим способностям относятся: способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышлении и действиях; быстрота мышления; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; богатое воображение; восприятие неоднозначных вещей; высокие эстетические ценности; развитая интуиция.

В мышлении креативных личностей отмечается прежде всего беглость, гибкость, оригинальность.

Под беглостью мышления подразумевается богатство и разнообразие идей, ассоциаций, установление разнообразных связей категорий (количество которых и берется обычно за критерий беглости). Р.М.Грановская определяет беглость как количество идей, возникающих в единицу времени. Бойкость речи иногда ошибочно принимают за легкость генерирования идей. Логические операции над информацией во второй сигнальной системе протекают преимущественно как действия над словами. Поэтому мыслительные процессы в какой-то мере испытывают влияние фиксированной синтаксической структуры языка. В то же время сама синтаксическая структура отражает психофизиологические основы мыслительной деятельности. Связь синтаксиса с мыслительными процессами делает возможным распространенный феномен – бойкая бессмысленная речь. Однако безупречная форма изложения маскирует пустоту.

Не обязательно, чтобы каждая идея, пришедшая на ум, была правильной. «Можно считать аксиомой тот факт, - писал в 1953 году американский физик А. Осборн, - что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причем лучшие идеи приходят в голову не сразу».

Под гибкостью мышления понимается способность быстро переходить от одного понятия или способа к другому. Р.М. Грановская определяет гибкость мысли как способность не только быстро, но и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать и в другом. Гибкость есть хорошо развитый навык переноса, транспозиции. Гибкость дает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометировавшей себя гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и к парадоксам.

Отсутствие такой гибкости называют инертностью, ригидностью и даже «застреванием» или «застойностью» мышления. Это переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека.

Под оригинальностью мышления подразумевается необычность, остроумность, самостоятельность, уникальность решения задачи. Оригинальность связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном методическом анализе цепи аргументов.

Особенно свойственно для креативов «дивергентное» мышление – открытое, конструктивное, склонное к обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью, способное выходить за рамки одной категории и видеть в объектах многогранность функций и значимостей.

Интеллектуальные корреляты – интуиция, выдумка, предвидение, фантазия, скептицизм, критичность, высокая степень активности в мыслительной деятельности.

Если цели личности лежат вне самой деятельности, если человек работает лишь за материальное вознаграждение или для того, чтобы не потерять престиж, то деятельность (осуществляемая на уровне действия), выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемого. Отмечая высокие способности такого человека, не следует говорить о его высоком творческом потенциале, поскольку творчество предполагает совпадение мотива и цели, т.е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. Если студент участвует в научной и культурной жизни университета только ради получения повышенной стипендии, каким бы талантливым он ни был, его творческие достижения ограничиваются уровнем требований преподавателей и администрации вуза, уровень его творческой самореализации остается довольно низким. Высокие достижения возможны в том случае, если научное направление исследований или социально-воспитательной работы совпадает с интересами самого студента.

Вторым компонентом системы факторов является творческая мотивация.

В зависимости от научной школы, представители различных направлений предлагают свою точку зрения на мотивацию творческого процесса.

З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально-приемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по А. Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. Эта потребность находится на самом верху пирамиды потребностей личности. А. Маслоу свободно определял самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.» и считал творчество выражением здоровья личности.

Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижения, другие считают, что она блокирует творческий процесс. А.М. Матюшкин на основе эмпирических данных делает вывод о преобладании в нашей стране среди творческих работников не мотивации роста (познавательной и самоактуализации), а мотивации достижения.

Однако большинство авторов все же убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности.

Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе возникновения гипотез. Механизм этой закономерности хорошо объясняется информационной теорией эмоций. Ведь новая догадка, предположение, замысел субъективно повышает вероятность достижения цели вплоть до момента, когда логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность».

По утверждению В.П. Симонова, П.М. Ершова, «механизмы сверхсознания обслуживают потребность, главенствующую в структуре мотивов данной личности. Творческая активность порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения этой потребности. Интуиция непреложно работает на доминирующую потребность, и бессмысленно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива… Тренировка «творческого мышления», «творческого труда», развитие так называемой «креативности», само по себе ничуть не лучше воспитания «эмоционально богатой личности» безотносительно к характеру ее потребностей.

Интуиция (это чувство, и прежде всего чувство перспективы развития проблемы), сверхсознание, включается там, где мотивационная доминанта встречается с информационным дефицитом, с разрывом логической цепи мышления и действий».

В.Н. Дружинин считает, что потребность в творчестве возникает тогда, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств: сознание как бы провоцирует активность бессознательного.

Я.А. Пономарев выделил несколько типов креативной реализации:

1. Интуитивно-непроизвольная реализация креативности: основные источники – индивидуальная специфика потребностей, психофизиологическая особенность задатков, прикладная направленность способностей (художественная, научная и т.д.) и зачастую ситуативная или социальная стимуляция.

2. Произвольная креативная реализация: источники – навыки, умения, знания, осознанность, воля, соответствие действий требованиям обстоятельств и чувство ответственности.

3. Гедонистически направленная креативность активизируется под воздействием таких потребностно-стимулирующих источников, как любопытство, желание поиска, любознательность, широта и глубина интересов, информационно-познавательное удовольствие, эмоционально-эстетическое наслаждение и т.д.

Каждому виду креативной реализации способствуют свои специфически определенные и необходимые соответствия креативного поля реализаций. Так, непроизвольно-интуитивной креативной реализации больше всего соответствует и способствует в реализации «ситуативно-креативное поле», которое в постановке своих задач с необходимостью требует продуктивного преобразования ситуации для достижения цели, определяемые этими задачами. Поэтому непроизвольно-интуитивную креативность легче всего пробуждает неожиданная, но жизненно-значимая ситуация или же достаточно сильная депривация привычных и значимых для субъекта объектов потребления (например, сенсорная, социальная или информативная). Произвольная креативность легче всего реализуется в «социально-креативном поле», т.е. при коллективно выполняемом или коллективно значимом творческом решении задач, в процессе активной социализации креатива, при социально положительной оценке и подкреплении его социальной инициативности. Реализации гедонистически направленной креативности характерна социальная независимость, при доминировании мотивов, основанных на интересе к содержанию самого предмета или объекта преобразования. У такого типа креативов, в их развитии и реализации, как бы «личностно внутренне-определяемое креативное поле», зависящее, прежде всего, от уникальности индивидуального опыта, глубины познавательной потребности и характерных черт личности.

Отсюда следует, что способствовать развитию и оптимальной реализации креативности можно только при учете всех ее мотивационных особенностей, т.е. произвольной, непроизвольно-интуитивной и гедонистически направленной.

В целом можно выделить следующий ряд мотивационных особенностей креативных личностей: стремление к самому процессу творчества, к обладанию фактами и новой информацией, к открытиям, к установлению закономерностей, обобщений, к духовному росту, к сотрудничеству, к самовыражению и самоутверждению, увлеченность содержанием деятельности, склонность к анализу и синтезу, желание иногда подолгу оставаться одному, «уходить в свои мысли», развитость эстетических чувств.

Следующим компонентом модели являются творческие умения.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Вероятно, чтобы творить, нужно усвоить образец активности человека творящего, путем подражания выйти на новый уровень овладения культурой и устремиться самостоятельно дальше. Для творчества необходимы личные познавательные усилия. Но если сил нет, образцы адаптивного поведения дискредитированы, а к творчеству человек не подготовлен (образцов такого поведения в его окружении не было), он срывается в пропасть разрушения.

Д.Б. Богоявленская считает, что «…Несовпадение в своих проявлениях успешного овладения деятельностью (обучаемости), ума и творчества проявляется в том, что человек обученный (с хорошо сформированными операциональными компонентами) может достичь больших успехов, чем способный (обладающий лучшими функциональными характеристиками, т.е. ядром способностей), но в силу обстоятельств плохо обученный».

Исследования, проведенные Дружининым В.Н. и Хазратовой Н.А., позволили им предположить, что в возрасте 3-5 лет подражание ребенка значимому взрослому как креативному образцу является одним из основных механизмов формирования креативности.

В подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 20 лет) на основе «первичной» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе юноша или девушка определяют для себя «идеальный образец» творца, которому стремятся подражать (вплоть до отождествления). Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему «идеалу». Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Дружинин В.Н. и Хазратова Н.А. установили, что для формирования креативности необходимо:

1) отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения;

2) наличие позитивного образца творческого поведения;

3) создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

4) социальное подкрепление творческого поведения.

Положение о роли подражания находит подтверждение и в работе Е.А. Корсунского, в которой анализируются результаты, полученные в ходе наблюдения за развитием у человека таланта в течение жизни.

Следующим важным моментом в плане реализации творческого потенциала являются особенности Я – концепции личности человека. В англоязычной литературе главным качеством творческой личности часто называют чувство самоидентичности ("The Sense of Personal Identity"). Творческий человек должен ценить свою уникальную и неповторимую (как и у всех других людей) личность, «не стыдиться» ее. Ведь любой творческий акт – это форма духовного «самообнажения», что особенно трудно делать «на публике».

Я-концепция представляет собой развивающуюся систему представлений человека о самом себе, включающую:

1) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойств;

2) самооценку;

3) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

По И.С. Кону, Я-концепция – это совокупность установок, отношение личности к себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.

В плане когнитивном наибольший интерес представляют образы Я, составляющие Я – концепцию личности, представление личности о себе реальном, себе идеальном.

Образы «Я», которые создает в своем сознании молодой человек, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» – так называемое реальное «Я».

Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя «Я-идеальное». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый личностью разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Именно отношение реального и идеального образов «Я» говорит о согласованности/конфликтности Я-концепции личности.

В плане эмоционально-оценочном важно рассмотреть такие особенности как самопринятие и самоуважение личности, ее сензитивность.

Самоуважение – способность субъекта ценить свои достоинства, считать себя достойным любви вне зависимости от тех результатов, которые он демонстрирует.

Самопринятие – это принятие своих слабостей и недостатков.

Сензитивность личности представляет собой способность тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на психологическое состояние другого человека, быть отзывчивым к чувствам и нуждам других людей.

Для руководителя часто признать свои слабости и недостатки бывает значительно труднее, чем оценить свои достоинства. Наиболее адекватно оценить себя нам помогают окружающие люди, наши знакомые, друзья, персонал, работающий в организации, деловые партнеры, конкуренты и т.д. Благоприятное положение человека в окружающей его социальной среде содействует нормальному развитию его личности. Не должно быть существенного расхождения между самооценкой и оценкой, получаемой человеком от значимых для него людей (референтной группы).

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

В плане межличностных отношений для управленца важны следующие их особенности: высокий уровень гибкости поведения; позитивное отношение к коллегам и партнерам, принятие агрессии как естественного проявления человеческой природы, контактность, высокий уровень доминантности, авторитарности в межличностных отношениях; низкий уровень конформности.

Система межличностных отношений – важный фактор, влияющий на возможность свободно проявлять себя, в том числе в сфере творчества. Важнейшая задача – не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

К ситуативным факторам, влияющим на особенности реализации креативности в организации относятся: позитивное восприятие организационной культуры; уважение чувства собственного достоинства сотрудников в организации; разнообразие применяемых в работе знаний, умений и навыков.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т. п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.

Следует также отметить часто встречающуюся у творческих личностей детскость, доходящую до инфантилизма. В. П. Зинченко в связи с этим приводит формулу П. А. Флоренского о том, что секрет творчества в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь.

Многочисленные исследователи пытались сформулировать главное качество любой творческой личности, которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорят примерно об одном и том же: творческая личность – это свободная личность; а свободная личность - это личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я», по определению К. Роджерса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: