Мировые деньги

В реализации этой функции предполагается использовать наиболее надежные валюты отдельных государств, которые на данный момент являются наиболее обращаемыми. В начале ХХ века в качестве мировой валюты использовался фунт стерлингов, на тот момент Великобритания была достаточно могущественной державой, которая обладала значительным экономическим потенциалом. В современных условиях в качестве мировых валют выступают американский доллар и евро. В тихоокеанском бассейне китайский юань и японская Ена.

Деньги, как посредники имеют возможность обращения только в рыночной экономике. При этом существует строгое соответствие между количеством денег необходимым для обращения и суммой цен товаров находящейся в обращении. Нарушение этого соответствия является основой возникновения инфляции. Кол-во денег необходимых для обращения прямо пропорционально сумме цен проданных товаров и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы.

Стабилизация или упорядочение денежного обращения осуществляется следующими методами:

1. Дефляция - представляет собой уменьшение денежной массы путем изъятия из обращения излишних бумажных денег, это изъятие может осуществляться двумя способами: эмиссия в обращении государственных долговых обязательств. Изъятие денежной массы центральным банком;

2. Нуллификация - представляет собой ликвидацию действующих денежных знаков и выпуск в обращение новых в меньшем кол-ве;

3. Деноминация - изменения нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом на новые более крупные денежные единицы;

4. Девальвация - снижения курса денежных знаков по отношению к иностранной валюте;

5. Ревальвация - повышение курса бумажных денег по отношению к иностранной валюте.

Форма организаций денежного обращения в стране закрепленная законом, называется денежной системой, она включается следующие элементы:

1. Официальные национальная денежная единица, которая является установленным в законодательном порядке денежным знаком.

2. Масштаб цен - величина денежной единицы, её покупательная способность.

3. Порядок эмиссии денег.

4. Государственное планирование и регулирование денежного обращения.

Рынок представляет собой форму организации хоз.связей между производителями и потребителям в сфере обмена. Такая форма организации этих связей способствуют купле-продажи благ. Для возникновения и функционирование рынка необходимо наличие следующих условий:

1. Наличие множества независимых экономически обособленных хоз.субъектов.

2. Существование конкуренции между субъектами.

3. Отсутствие централизованного распределения ресурсов.

4. Полная экономическая ответственность производителей и потребителей за результаты их деятельности.

Рынок реализует следующие функции:

1. Соединительная. Обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, соединяя производителей и потребителей в обмене товарами.

2. Распределительная. С помощью этой функции рынок опосредует общественное разделение труда. Между экономически обособленными производителями благ.

3. Информационная. Через изменение цен на блага процентной ставки на кредит и т.д. Рынок дает информацию о средних общественно-необходимых затратах труда в качестве продукции и т.д. (Средние общественно-необходимые затраты труда представляет собой те затраты, которые необходимы для производства большей части однородной продукции).

4. Стимулирующая. Рынок способствует использование мер для снижения затрат на производства какого-то блага, повышения качества продукции, обеспечивает развитие НТП (научно-технический прогресс) и т.п. Внедрение достижений НТП способствует снижению издержек на производство отдельных благ отдельными производителями. В свою очередь снижение издержек у отдельных производителей является основой получение сверхприбыли ими, т.к. их издержки ниже средних издержек.

5. Дифференцирующая. Реализация этой функции способствует распределению всех производителей на три группы: индивидуальные издержки соответствуют средним, которые необходимы для создания большей части данного вида продукции; индивидуальные издержки отдельных производителей ниже средних, эти производители получают сверхприбыль, которые является разницей между средними и индивидуальными издержками; группа, у которой индивидуальные издержки выше средних издержек, результат - банкротство.

Существуют разные критерии классификации рынка:

1. Пространственный. Различают местный рынок, региональный, национальный и мировой.

2. По субъектам вступающим в обмен.

2.1. Рынок потребителей, отдельных лиц, домохозяйств и хоз.субьектов.

2.2. Рынок производителей, которые приобретают факторы производства.

3. Промежуточные продавцов, посредников. Бичом современной экономики РФ является наличие множества посредников между производителями и переработчиками; между переработчиками и потребителями.

Рынок государственных институтов. Государство всегда имеет стратегические запасы. Резерв предполагает все необходимого. Он существует в каждом субъекте федерации.

По объектам отношений рынки бывают товарно-финансовыми, рынки факторов производства и т.д.

По наличию рыночной конкуренции. Рынок чистой конкуренции (множество продавцов и покупателей), рынок чистой монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии и т.д.

По степени развития экономических свобод продавца: свободный рынок, в условиях которого цена формируется под воздействие спроса и предложения. Регулируемый рынок - его функционирование подчиняется определенным порядкам, который закреплен определенными правовыми нормами и поддерживается государством. Нелегальный рынок - теневая торговля с нарушением законодательства. Рынок не может функционирования, если нет соответствующих структур, которые обеспечивают его деятельность.

Совокупность различных хоз.субъектов, обеспечивающих деятельность рынка, называется инфраструктурой рынка. Эта инфраструктура включается, во-первых, торговые предприятия в виде оптовых баз и розничных хоз.субъектов. Аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические центры и товарные биржи, призванные заменить распределительную сеть органов материально-технического снабжения и сбыта при сохранении и развитии их материальной базы. В инфраструктуру товарного рынка входят и специальные государственные органы: государственная контрактная система, антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценами и др.

Биржи бывают товарными, фондовыми, валютными, труда и т.п.

Государственные и бюджетные учреждения - службы занятости, субъекты государственного резерва, министерства.

Механизм функционирования рынка.

1. Рыночный механизм и его элементы.

2. Рыночный спрос и предложения.

3. Конкуренция и монополия.

Рыночный механизм - такая форма хоз.жизни, при которой производители и потребители взаимодействуют в различных формах по средствам купле-продажи для решения основных проблем экономики: какие товары и в каком количестве необходимо производить по какой цене и для кого.

Рыночный механизм представляет собой взаимодействие 4 элементов: спрос, предложение, цена, конкуренция. Отсутствие любого из элементов означает невозможность существеннее рыночной экономики.

Функционирование рыночного механизма в концентрированном выражении осуществляется с помощью цен. Производится только то, что покупается, что приносит прибыль. Если затраты на создание какого-то блага высоки, то и цены на него будут высокие. Но при этом если данный товар будет пользоваться спросом обеспечивая получения прибыли, то он будет создаваться. При одинаковой цене увеличивается производство той продукции, создания которой обеспечивает наименьшие затраты и имеет более высокое качество и наоборот. В рыночной системе все имеет цену, каждый товар, услуга и т.п.

Каждый производителей получает доход под реализацию своего товара. Этот доход всегда используется в 2 направления: удовлетворение личных потребностей, покупка ресурсов и\или для улучшения производства\продажи. Если спрос на данный товар повышается, то и цена на данный товар растет. В свою очередь, высокие цены на данный товар становятся побудительным мотивом для производства большего количества данного товара. Большее количество способствует понижению цены.

Лекция 5: Оборот Капитала

1. Предприятия и фирмы

2. Капитал фирмы.

3. Издержки производства.

Основным звеном любой национальной экономики выступает хоз.субъект. Предприятие представляет собой имущественное-обособленную хоз.единицу, которая во-первых, создана на базе проф.трудящегося коллектива, во-вторых, это трудовой коллектив на основе имеющихся денежных и материальных ресурсов производит товары и оказывает услуги. Существуют след.признаки предприятия:

1. Производство техническое единство.

2. Организационно административные самостоятельность, которая проявляется в том, что руководство в пределах своих полномочий независимо принимает решение и организует их выполнение. Такого рода самостоятельность подтверждается статусом юр.лица. Признаками при этом выступают:

2.1. Наличие в собственности хоз.ведение или оперативном управлении определенного имущества, которые обособлено от имущества других субъектов.

2.2. Возможность в той или иной мере отличать этим имуществом по своим обязательствам.

2.3. Способность приобретать от своего имени имущественные и неимущественные права.

2.4. Наличие самостоятельного бухгалтерского баланса.

Существование органов управления. Предприятии имеет экономические и социальные цели.

Экономические: поддержание постоянно платежеспособности и ликвидности субъекта; повышение доходности, используемого капитала; оптимизация соотношений между собственным и заёмным капиталом; рост конкурентоспособности продукции; увеличение доли предприятия на рынках товаров и услуг.

Социальные: создание приемлемых для работников условий труда и благоприятного микроклимата; обеспечение профессионального роста работников; формирование и развитие систем участия работников в собственности доходах и управлении предприятием; развития имиджа статуса предприятия; сохранение природной среды.

Фирма - это организация, во-первых, имеющая право юр.лица, во-вторых, производящая или реализующая продукцию, в-третьих, может иметь в своём составе относительно самостоятельное предприятие со статусом юр.лица.

По существующим законодательству РФ существует следующие формы предприятия, во-первых, хоз.общества и товарищества; государственные, муниципальные, унитарные, производственные кооперативы.

Хозяйственные товарищества представляют собой объединение капитала и личный труд членов товарищества. Существуют полные товарищества и товарищества на вере. В полном товариществе участники имеют отдельные паи, которые составляют уставной капитал, члены такого товарищества ведут совместную производственную деятельность.

Коммандитное товарищество, в состав такого объединения входят полные товарищи, т.е. члены товарищества, которые личным трудом участвуют в деятельности организации и совместно организуют эту деятельность и товарищи вкладчики, т.е. люди, которые вносят свои деньги в уставный капитал и соразмерно с ними получают доход. Участие в управлении товариществом они не принимают.

Хозяйственные общества предполагают только сложение объединений капиталов, в отличие от товариществ общества могут создаваться одним лицом. В России существуют 5 видов обществ.

1. С ограниченной ответственностью. Другими словами, ответственность членов такого общества по его обязательствам находится в пределах вложенных средств в уставной капитал.

2.Общество с доп. ответственностью означают не только ответственность членов такого общества в рамках уставного капитала, но и доп. ответственность пропорционально доли каждого из них в уставном капитале.

Открытые и закрытые и акционерные общества.

3.Открытые акционерные общества предполагают распространение акций среди всех желающих приобрести эти акции. Акции характеризует денежное воплощение того имущества, которым располагает такое общество. Акции покупаются и продаются свободно.

4. Закрытые акционерные общества имеют ограниченный круг собственников. При выходе из состава общества акционер обязан продать свой пакет акций обществу или продать 3-ему лицу по указанию акционерному обществу.

5. Акционерные общества работников или народные предприятия. Характерными чертами такого объединения выступают:

а) Работники акционеры должны иметь к собственности более 75% уставного капитала.

б) Один работник акционер не может иметь в собственности более 5% уставного капитала.

в) В случае увольнения работник акционер обязан продать свои акции предприятию.

г) Принцип голосования: один акционер - одна акция.

д) Акции находящиеся на балансе предприятия безвозмездно распределяются среди его работников пропорционально сумме их заработной платы за прошедший финансовый год.

Гос. и муниципальные унитарные предприятия. Во-первых, осуществляют виды деятельности, которые отвечают только уставным задачам. Во-вторых, такое предприятие не наделено правом собственности на закрепленном за ним имуществом, более того оно не делимо, если предприятие имеет имущество на праве оперативного управления, то она приобретает статус казенного. Казенные предприятия может находится только в федеральной собственности. Гос-во формирует для него план-заказа, объем выпускаемой продукции, никакие другие виды работ оно выполнять не может. Казенные и их деятельность финансируется из бюджета. В отличие от казенного другие гос. и муниципальные предприятия имеют более высокий уровень экономической самостоятельности, другими словами, если план заказ выполняются могут осуществлять, то они имеют право осуществлять другие виды работ не противоречащие уставу.

Производственные кооперативы. Добровольные объединение граждан, личные трудовое участие их в деятельности коллектива, объединение его участниками имущественных паевых взносов. Ответственность членов кооператива по его обязательствам. Число членов кооператива не может быть менее пяти. Распределение прибыли осуществляется в соответствии с трудовым кланом каждого. Член кооператива имеет один голос. Член кооператива имеет право выйти из него.

В условиях рыночной экономики движущим мотивом деятельности каждого хоз.субъекта выступает извлечение прибыли. Сущность бизнеса в самом общем плане можно проиллюстрировать следующим образом - покупка товара ради его продажи.

Д-Т-Д' Д'-Д=дельта(d)

Хозяйственная практика свидетельствует о том, что эта формула характерна для всех вариантов хозяйственной деятельности.

Существуют следующие виды бизнеса:

1. Спекулятивный бизнес. Экономической основой такой рода деятельности дефицит какого-либо товара на какой-либо территории. Данная ситуация имеет временный характер и это связано со следующими обстоятельствами: во первых, если спрос превышает предложение, то цены на данный товар начинают расти, в следствии этого другие субъекты начинают увеличивать объем производства, рост предложения способствует снижению цен на данный товар. Объем спроса и предложения приходит в некоторое соответствие, исчезает возможность извлечение прибыли, кроме того в рыночной экономике все субъекты поочередно выступают как в роли продавцов, так и в роли покупателей. Таким образом спекулятивный бизнес в целом для общества не может быть источником постоянного извлечения прибыли

2. Криминальный бизнес. Такого рода деятельность преследуется в законодательном порядке. Марк говорил о том, что если предприниматель будет знать 10-15% прибыли, он будет вести дело, если 50% будет прикладывать к этому некоторые усилия, а если >100% то нет такого преступления, на которое он бы не пошел. В конечном итоге ни спекулятивный ни криминальный вариант не позволяют всем без исключения хоз.субъектам получать прибыль.

3. Производственный бизнес. Этого вариант основан на создании новой стоимости увеличение стоимости. Формула производства бизнеса существенно отличается от общей формулы бизнес

  Д-Т-П-Т'-Д' Д - первоначально анонсированное сумма денег Т- приобретенная на денежные средства товары в форме рабочей силы и средств производства Д' - сумма денег, кот возникает в следствии реализации новых товаров и её величина превышают, первоначально анонсированные денежные средства.

Взаимодействие факторов производства означает процесс производства (П) в результате функционирование которого, во-первых, создаются товары обладающие новой потребительной стоимостью, с помощью которой удовлетворяются потребности людей. Во-вторых, эти новые товары обладают возросшей стоимостью. Увеличение стоимости в процессе производства происходит в следствии того, что существует особый фактор производства - рабочая сила, которая обладает способностью создавать стоимость превышающую её собственную стоимость.

Существуют следующие способы увеличения стоимости: рост размеров капитала; увеличение времени труда работников; рост интенсивности и производительности труда;

Всякий капитал в своём движении проходит три стадии:

1. Совершается стадия обращения. Денежный капитал превращается в товарный капитал.

2. Протекает в сфере производства. Товарный капитал превращается в производительный капитал. Результатом функционирования производительного капитала, как процесса взаимодействия факторов производства является созданием новых товаров с нужной полезностью и содержащих вновь созданную стоимость. Денежное выражение этой стоимости называется прибылью.

3. Как и первая осуществляется в сфере обращения. Товарный капитал в возросшей стоимостью превращаются в денежные средства или в денежный капитал, который содержит прибыль.

Последовательное превращение капитала из одного функциональной формы в другую и прохождение его через три стадии называется кругооборота капитала. Кругооборот капитала, взятый не как отдельный акт, а как постоянно повторяющие явление называется оборотным капиталом. Для непрерывного движение капитала необходимо соблюдение след.условий: каждый данный капитал должен находится одновременно во всех функциональных формах и в денежной и в товарной и производительной, во вторых должен существовать и в сфере производства и в сфере обращения.

Оборот капитала начинается с денежной формы в сфере обращение и заканчивается также в денежной форме в сфере обращения. Капитал, который используется в сфере производства называется производительным капиталом. По роли в создании товаров производительный капитал включает на две части: основной капитал, оборотный капитал.

Основному капиталу присуще следующие характеристики:

1. Обслуживает процесс производства длительный период времени.

2. В процессе функционирования не изменяет своей натурально вещественной формы.

3. Его стоимость постепенно, частями трудом рабочих переносится на стоимость готового изделия.

Этот частичный перенос стоимости уставного капитала называется амортизацией. Износ основного капитала в процессе его функционирования, денежные средства, как форма износа основного капитала используется двояким образом: часть денежных средств расходуется для поддержания оборудования в рабочем состоянии, другая часть амортизации является источником приобретения нового оборудования взамен отслужившего свой срок. Основной капитал по своему составу включает две части: одна часть основного капитала непосредственно способствует преобразованию предмету труда в иною полезность. Нормативные срок службы этой части уставного капитала - 10 лет. Ежегодный износ составляет 10%. Другая часть основного капитала защищает оборудование и т.д. от атмосферных осадков, создает определенный режим, влажность и климат. Эта часть основного капитала материальное воплощение получает в зданиях производственного назначения, срок службы 50 лет, для оборотного капитала характерны следующие признаки: во-первых, предметы труда изменяют свою материально вещественную форму, кроме предметов труда в состав оборотного капитала и стоимость рабочей силы. Оборотный капитал участвует в процессе производства один раз, его стоимость переносится на стоимость готового изделия в течении одного акта процесса производства. Его стоимость в полном объёме переносится на стоимость готового изделия сразу и полностью.

Лекция 6: Национальная экономика и показатели её функционирования

1. Сущность и структура нац.экономики.

2. Понятие и структура совокупного общественного продукта.

3. Сущность системы национальных счетов и основные показатели.

Национальная экономика представляет собой исторически сложившуюся определенную в территориальных границах систему общественного производства. Структура нац.кономики это совокупность элементов связей между ними, а также их пропорций в народной хозяйстве.

Эта структура может быть представлена в различных аспектах. Например, воспроизводственному, отраслевому, региональному, функциональному. Воспроизводственная структура отражает нац.экономику, как целостную совокупность постоянно возобновляемых экономических процессов и характеризует, во-первых, соотношение между первым подразделением общественного производства и вторым подразделением общественного производства. Во-вторых, между накоплением и потреблением.

В-третьих, между отраслями выпускающих материальные блага и инфраструктурой и т.д.

Инфраструктура - это совокупность отраслей и сфер, которые обеспечивают условия нормального функционирования экономики. Различают производственные, социальные и институциональную.

Производственная инфораструктура - комплекс отраслей обеспечивающих функционирование процесса производств, например, транспорт, связь, инфромационное и маркетинговое обслуживание реклама и т.д.

Социальная инфроструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

Институциональная структура - комплекс хоз.субъектов осуществляющих регулирование экономики и поддержание определенных пропорций развития нац.экономики, например, гос.аппарат, кредитно-финансовая сфера и т.п.

Определяющим в развитии любой нац.экономики выступает соотношение между первым подразделением общественного производства, которое представлено производством средств производства и вторым подразделением - потреблением. 1 подразделение в свою очередь представлена двумя секторами: производством средств производства для производства средств производства и для производства средств производства для создания предметов потребления.

Производство средств производства для производства средств производства представлено хоз.субъектами производящими технологическое оборудование, сложные системы обработки различные станки.

Производства средств производства для производства предметов потребления. Отражает состав и место отрасли, а также межотраслевых комплексов в национальной экономике.

Основными показателями отраслевой структуры выступают: доля занятых, объём инвестиций, динамика темпов роста и тому подобное. Функциональные структура представлена тремя секторами: первичный, или добывающий; вторичный, индустриальный сектор; третичный - сектор услуг (доля сектора имеет тенденцию к росту).

Функциональная структура в разрезе отраслей может быть представлена след.образом,

Национальная экономика


Сфера материального права

Первичные: горная промышленность, нефтедобывающая
Вторичная: нефтеперерабатывающая, черная металлургия
Третичная: транспорт, связь, электроэнергетика
Пятеричная: образование, Найка, культура
Четвертичная: Торговля, финансы, страхование

Представительство нематериальных благ

СФЕРА УСЛУГ

Представительство материальных благ
Оказание материальных услуг


Сфера нематериальных услуг


Для оценки деятельности нац.экономики используется ряд макроэкономических показателей.

Совокупный общественный продукт (СОП) весь объём товаров и оказанных услуг в обществе за определенный период времени в денежном выражении. Этот показатель имеет материально-вещественную и стоимостную структуру. О натурально вещественной форме это средство производства, предметы потребления, услуги производственного характера. По стоимости совокупной общественной продукт, как сумма валовой продукции отраслей материального производства.

W=ПС+СН+СП ПС - стоимость потребленных средств производства (сумма амортизации) СН- стоимость необходимого продукта (денежное выражение заработной платы) СП - стоимость прибавочного продукта (денежное выражение)

В следствии того, что продукция одной отрасли, одних предприятий может служить сырьём для других хоз.субъектов, совокупный общественный продукт содержит повторный счет средств труда. Чтобы получит более точные результаты функционирование нац.экономики используется второй макро экономический показатель - конечный общественный продукт. Он представляет собой разность между совокупным общественным продуктом

КОП=СОП-МЗ (амортизация + вновь созданная стоимость) МЗ - материальные затраты.

По натурально-вещественной форме конечный общественный продукт - это предметы потребления и средства труда той части предметов труда, которая предназначена для экспорта и образование производственного запаса. По стоимости это амортизация.

Показатель уровня развития нац.экономики выступает национальные богатства, которые представляют собой совокупность материальных и не материальных благ накопленных обществом за весь предшествующих период. Элементами являются нац.богатства, производственные и непроизводственный капитал, страховые резервы, природные ресурсы, домашние имущество, а также научный, образовательных и культурный потенциал страны.

Для исключения повторного счета существует система нац.счетов, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, которые характеризуют основные экономические процессы, пропорции, а также условия и результаты функционирования нац.экономики. Эта система включает счета и показателя в обобщенном виде, которые описывают потоки товаров и услуг, доходов и расходов. Информация обобщается по основным секторам экономики:

1. Предприятия, производящие блага

2. Финансовые корпорации

3. Частные, некоммерческие организации обслуживающие домохозяйства.

4. Собственные домохозяйством.

Важнейшим элементом системы нац.счетов выступают счета, которые регистрируют экономические операции хоз.субъектов. Различают след.группы счетов:

1. Счета для секторов экономики

2. Счета для отраслей экономики

3. Счета для отдельных экономических операций

4. Счета для экономики в целом.

Выступает валовый национальный продукт(ВНП) и валовый внутренний продукт(ВВП).

ВНП представляет собой денежное выражение созданных благ конечных товаров и услуг нац.хоз.субъектами, как на территории данной страны так и за рубежом.

ВВП представляет собой совокупность конечных товаров и услуг созданных на территории данной страны хоз.субъектами независимо от их юрисдикции. Эти показатели, во-первых, не содержат повторного счета мат.затрат, последние считаются один раз в момент создания или добычи ресурсов. Разграничения в каждом создаваемом благе, его промежуточной и конечной составляющей возможна на основе использования конечного продукта по методу добавленной стоимости, для этого на каждой стадии производства определяется добавленной стоимости, эта величина определяется, как разность между общей величиной стоимости затрат продукции, выпускаемой на данной стадии и расходами на приобретённый материальные ресурсы, другими словами добавленная стоимость - это амортизация и вновь созданная стоимость:

Д.ст-сть=sum(Амортизация) + (вновь созданная стоимость)Сп

Показатели ВВП и ВНП близки друг к другу. Стоимостная оценка этих показателей представляет собой сумму добавленной стоимости по отраслям. По натурально-вещественной форме.

ВВП\ВНП:

1. Средства труда для размещения изношенного основного капитала

2. Прирост за год предметов труда

3. Прирост предметов потребления

4. Прирост услуг производственного и непроизводственного характера

Оба показателя рассчитываются тремя способами:

1. По расходам (метод конечного использования).

2. По добавленной стоимости (производственный метод). Метод исчисления связан к суммированию добавлению стоимости произведенной в каждом секторе экономики.

3. По доходам (распределительный метод).

Факторные доходы:

1. Заработные плата наёмных работников.

2. Прибыль предпринимательских структур.

3. Рентные платежи, доходы получаемые владельцами собственности, например земли и др.

4. Процент на судный капитал.

5. Амортизационные отчисления.

6. Косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и т.п.

Метод "по расходам". Этот метод предполагает суммирование доходов всех экономических субъектов:

ВВП=С+i+G+NE C - потребительские расходы населения и валовые частные инвестиции I – валовые частные внутренние инвестиции. Включают производственные капиталовложения G - гос.закупки товаров и услуг NE - чистый экспорт. Определяется как разность между объемом экспорта и размером импорта.

Соотношение размером экспортом и размером импорта называется торговым балансом. Если существует чистый экспорт, то такой баланс называется положительным.

Как и любой другой экономический показатель ВВП\ВНП имеют также определенный недостаток. Чтобы исключить влияние этого недостатка существует так называемый дефлятор (или индекс цен) ВНП\ВВП, этот показатель представляет собой частное от деление номинальное значения ВВП на реальный.

Номинальное значение ВВП - рассчитывается на основе текущих цен.

Реальной значение ВВП - исчисляется на базе постоянных или фиксированные на определенную дату цен.

В результате исключается влияние инфляции и значения дефлятора показывает за счет чего произошло увеличение объёма ВВП.

Чистый нац.продукт(ЧНП), это суммарный показатель созданных и купленных населением товаров и услуг, за определенный за определенный период и определяется, как разность между валовым внутренним продуктом.

ЧНП=ВВП-Амортизация Если из чистого нац.продукта вычесть. HD=ЧНП-косве.налоги Dоход

Основными компонентами национального дохода являются доходами...рентный доход и процентный доход.

..Между основными макроэкономическими показателями могут быть представлены след.образом..

ВВП – амортизационные отчисление = ЧНП – косвенные налоги=HD - плат в гос.внебюдюджетные фонды - налог на прибыль + трансфер=личный д-д - Подоходный налог(13%) = Личный расход д-д.

Хозяйственный субъект - первичное звено любо нац.экономики, которое или создаёт продукцию или оказывает услугу, или реализует товар.

Лекция 7: Денежно кредитная и банковская система

1. Денежный рынок. Предложение и спрос на деньги.

2. Кредит. Денежно-кредитная политика.

Денежная система государства представляет собой форму организации денежного обращения и включает следующие элементы:

1. Денежная единица.

2. Виды денег или агрегаты.

3. Порядок эмиссий и обращение денежных знаков

4. Институты осуществляющие регулирование денежного обращения.

Различают наличные и безналичные формы денег. Наличные деньги связаны с вещественным воплощением этого понятия, т.е. с бумагой или металлом.

Различают три вида наличных денег: банкноты или банковские билеты эмитируемые ЦБ, гос.казначейские билеты или денежные знаки выпускаемые гос.казначейством, металлические деньги - разменная монеты (выпускаются казначейством).

Безналичные деньги представляют собой записи на банковских счетах или депозиты, а также кредиты в форме векселей, чеков и электронных денег.

Фактически бумажные деньги являются долговыми обязательствами государства, но вместе с тем люди принимают деньги для расчетов за товары и услуги по следующим причинам: приемлемость, те люди принимают "листы бумаги" в качестве денег, так как уверен в возможности обмена их на реальные блага и услуги; законное платежное средство, т.е. кредитор обязан принимать бумажные деньги в качестве уплата долга, а государство готово принимать их в качестве налогов и других платежей; относительная редкость в том смысле, что стоимость денег определяется их спросом и предложением. Существуют обратно-пропорциональная зависимость между общим уровнем цен и стоимостью денежной единицы.

В современном мире деньгами все то, что выполняет их функции, в качестве которых выступают:

1. Мера стоимости.

2. Средства обращения

3. Средства сбережения.

В своей первой функции, мера стоимости, деньги выступают как средство относительной стоимости различных товаров и услуг. Эту функция позволяет сравнить, соизмерить ценности различных товаров в деньгах. С данной функцией денег связано понятие масштаба цен, т.е. в настоящий момент это весовое количество золота, которое соответствует денежной единице, например рублю.

Во второй функции, средство обращения, деньги выполняют роль посредника в процессе купле-продажи товаров, переходя из рук в руки. Так как люди доверяют деньгам и принимают их в оплату за предоставленные ресурсы и товары, то деньги одновременно являются и средством обращения. При этом движения денег не сопротивляется встречному движению товара.

Под средством сбережения или сохранения богатства подразумевается свойство денег сохранять покупательную способность. Деньги наиболее ликвидное имущество, т.е. такое, которое легче всего потратить, в отличие от имущества, недвижимость они являются очень удобной формой хранения богатства.

Функции денег реализуются на денежном рынков процессе денежного обращения. Денежное предложение - это совокупность денежных средств в обращении, регулируемое ЦБ.

Для характеристики денежного предложение используется понятие агрегат. Агрегаты представляют собой набор отдельных элементов денежного обращения в основе выделения агрегатов в качестве денег находятся критерий ликвидности, т.е. возможности превращения различных финансовых активов, например ценных бумаг, долговых обязательств, вещей в наличные деньги и без потерь их стоимости. Различают узкое и широкое понимание современных денег:

1. Наличность - металлические и бумажные деньги или деньги высоко эффективности.

2. Деньги на текущих счетах.

3. Чековые вклады, т.е. вклады, на которые могут быть выписаны чеки.

Металлические и бумажные деньги - это обязательства государства, текущие счета и чековые вклады обязательства коммерческих банков. Металлические деньги в современном денежном обращении США составляют 3%, бумажные - 25%. В РФ наоборот примерно 60% денежного обращения - наличные деньги, 1\3 - безналичные.

Агрегат М1, как узкое понимание предложения включает наличные деньги. В широком смысле деньги обозначаются агрегатами М2 и М3.

М2 включает все компоненты агрегата М1, а также бесчековые сберегательные счета и мелкие неполные 100к$ срочные вклады. Если агрегат М2 дополнить крупными, более 100к$ срочными вкладами, о получим еще более широкий агрегат М2.

М3 - М2+вклады >100k$.

Спрос на деньги - это желаемых запас платежных средств, которые не финансовые субъекты, например домохозяйства хотят иметь в своём распоряжении в течении определенного периода времени в виде денег. Денежных рынок наряду с рынком капитала является основным компонентом финансового рынка. В следствии того, что деньги являются товаром хотя и особым, то они имеют, как и любой другой товар - цену.

Цена денег равна ставкой судного процента, когда деньги предоставляются в пользование на определенной период времени и при соблюдении определенных принципов - срочности, платности, возвратности, материального обеспечения, дифференцированность (кому и по какой цене дать кредит), целевого использование.

Различают номинальную и реальную ставки судного процента. Номинальная ставка судного процента выражается по текущему курсу денежного обращения, т.е. с учетом уровня инфляции. Реальная ставка судного процента определяется, как разность номинальной ставки судного процента и уровня инфляции. Размер номинальной ставки судного процента зависит от следующих факторов:

1. Объем спроса. Чем выше спрос - тем выше ставка.

2. От промежутка времени, на которые предоставляется капитал в пользование.

3. От размера кредита и т.д.

Кредитно-денежная политика представляет собой комплекс мер государства по регулированию количества денег в экономике. Количество денег в экономике прямо пропорционально сумме цен проданных товаров в течении года и обратно-пропорциональна скорости оборота денежной единицы. Реализация кредитно-денежной политики осуществляется ЦБ. Чем более развито государство, тем интенсивнее оно воздействует на экономический рост и сглаживание колебаний экономической конъюнктуры. Важнейшими составляющими кредитно-денежной политики являются:

1. Ставка рефинансирования или учетная ставка, ставка по процента по кредитам, которые предоставляет ЦБ коммерческим банкам. Такие действия ЦБ формируют политику дорогих или дешевых денег, ставка рефинансирования ЦБ РФ находится в пределах 8%.

2. Нормативы обязательных резервов представляют собой обязательные отчисления коммерческих банков от привлеченных денежных ресурсов на резервный счет ЦБ. Эти резервы, во-первых, выступают своеобразным тормозом эмиссии ценных бумаг коммерческими банками, во-вторых, это инструмент регулирование ликвидности на денежном рынке, нормы резерва высокие - кредиты дорогие и наоборот.

3. Операции на открытом рынке представляют собой купле-продажу долговых бумаг правительства.

4. Валютное регулирование с целью поддержания курса нац.валюты. Покупка национальной валюты увеличивает спрос на неё повышает её курс и наоборот.

5. Установление ориентиров денежной массы или регулирование количества денег в обращении определяемые величиной денежного агрегата М2, который включает все компоненты агрегата М1, а также бесчековые сберегательные счета и мелкие до 100к$ срочные вклады. Агрегат М1 это наличные деньги на текущих счетах и чековые вклады при определении ориентиров роста денежной массы ЦБ исходит из предполагаемой динамики реального ВВП, уровня инфляции и скорости обращения денег.

Первые два показателя прямо зависят от агрегата М2, скорость обращения находится в обратно-пропорциональной зависимости. Прямые количественные изменения представляют собой установление максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок. Прямое ограничение кредитования замораживание ставок судного процента и некоторые другие.

Банковская система представляет совокупность национальной экономики, как правило существует двухуровневая банковская система. Первый уровень банковской системы представлен ЦБ. ЦБ не работает с клиентами. ЦБ РФ находится исключительно в собственности государства, его глава утверждается федеральным собранием по представлению президента. На ЦБ возложена обязанность, во-первых, контроля над всеми финансовыми субъектами РФ. Во-вторых, обеспечение обращения нац.валюты на всей территории РФ. В-третьих, выдача лицензий коммерческих банкам на право совершение коммерческих операций. Регулирование функционирования рынка ценных бумаг. Изъятие из обращения денежных знаков и эмиссия денежных знаков.

Второй уровень - это коммерческие банки. Коммерческие банки осуществляют различные виды операций с денежными средствами физических и юридических лиц. Все операции банков делятся на два вида: активная и пассивная. Активная - размещение ЦБ бумаг и денежных средств среди клиентов. Пассивная - операции по сбору денежных средств.

Лекция 8: Финансовая система государства

1. Финансы. Понятие структура функции.

2. Финансовые системы государства.

3. Бюджетная система.

4. Государственный бюджет, структура доходов и расходов.

5. Бюджетный дефицит.

6. Фискальная политика.

Финансы представляют собой денежные средства и экономические отношения по поводу формирования распределения и использования этих средств в обществе. Финансовые отношение охватывают две сферы: финансовые отношение связанные с формированием и использованием денежных фондов государства, эти фонды аккумулируются государственной бюджетной системе и во внебюджетных государственных фондах - пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования.

Вторая сфера: финансовые отношения, которые опосредуют кругооборот денежных фондов предприятия. Финансовые отношения возникают во-первых, между государством и предприятиями при уплате налогов в бюджетную систему и финансирование расходов. Во-вторых, между гос. и физ.лицами, при внесении налогов и добровольных платежей. В-третьих, между предприятиями в процессе приобретении товарно-материальных ценностей, реализацией продукции и оказании услуг. В-четвертых, между отдельными звеньями бюджетной системы (федеральный бюджет, бюджет субъектов федерации, муниципальный бюджет).

Главным источником денежных фондов выступает нац.доход страны и его составные части - фонд потребление и накопления. Сущность финансов проявляется в тех функциях, которые они выполняют:

1. Воспроизводственная. Она заключается в мобилизации и предоставлении денежных средств в пользование для осуществления потребности воспроизводства.

2. Распределительная. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение нац.дохода и валого внутреннего продукт, денежные средства необходимые для создание общественных благ аккумулируются в специальных государственных внебюджетных фондах.

3. Контролирующая. Реализация этой функции позволяет осуществлять контроль за дохода и расходами, например, бюджет - это не только фонд денежных средств и финансовый документ, исполнение которого строго обязательно.

4. Регулирующая. С помощью этой функции осуществляется стимулирование или сдерживание развитие предприятий и отраслей с помощью системе финансовый рычагов, например, увеличение или уменьшение налогов, ставки рефинансирования.

Совокупность институтов а также фин.отношений обеспечивающих движение финансов образует финансовую систему. которая включает:

1. Гос.бюджет.

2. Гос. внебюджетные фонды

3. Гос. кредит

4. Фонды страхования: социального, имущественного и личного

5. РЦБ

6. Финансы предприятий различных форм собственности

7. Различные спец.денежные фонды.

Существуют два принципа построения гос.финансов:

1. Демократический централизм.

2. Фискальный федерализм.

Принцип централизма предполагает концентрацию денежных средств в одном центре....до 70-80% всех средств. Централизованное руководство деятельность хоз.субъектов позволяет концентрировать денежные средства для решения проблем отдельных этапов развития нац.экономики. Такая финансовая система присуще командно-административной экономической системе, вместе с тем централизация денежных средств позволяет успешно решать задачи совершенствования и развития национальной экономики. Иллюстрацией действенности командно-административной экономики является успешная выполнение первых пятилеток, победа СССР во второй мировой войне. Вместе с тем разработка контрольных цифр развития каждого хоз.субъекта нац.экономики со стороны центральных органов управления не может учесть всех нюансов развития каждого хоз.субъекта.

Фискальный федерализм предполагает четкое разграничение функций между различными уровнями экономической системе. В компетенции правительства находятся проблемы общенационального характера, например, финансирование обороны, внешних сношений и т.д. В компетенции органов власти субъектов федерации и муниципальных властей решается проблема и финансирование охраны общественного порядка, школьного образование, содержание дошкольных учреждений и т.д. Бюджетный федерализм выступает формой финансовых отношений и выражает совокупность денежных потоков между субъектами, межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных средств.

Движение денежных средств от одного уровня бюджетной системы до другой называется трансфертом. Общеэкономическими критериями российского федерализма выступают: обеспечение единства и целостности государства, развитие и капитализация единого рынка, выравнивание финансовой обеспеченности региона.

Государственная бюджетная система России включает 3 звена - федеральный бюджет, бюджетов субъектов федерации, бюджеты муниципальных образований (городов и сельских поселений). Ведущие звено бюджетной системы России является гос.бюджет.

Бюджет, которым располагает правительство страны для выполнения необходимых социально экономических функций, также финансирование содержание гос.аппарата, армии и т.д.

Государственный бюджет реализует следующие функции:

1. Распределительный. С помощью бюджета перераспределяется до 60-70% нац.дохода. Движение финансовых ресурсов свидетельствует о финансовом состоянии экономики.

2. Регулирующая. Изменение вектора доходов и расходов государства может э..вать снижать уровень безработицы, т.е. способна стабилизировать экономику.

Достаточно условно доходные и расходную части гос.

КАРТИНОЧКА

..Совокупность бюджетов всех уровней.

Важным звеном бюджетной системы выступают гос.внебюдюджетных фонды - пенсионный, соц.страхования, обязательного мед.страхования. Источниками формирования денежных средств этих фондов выступают во-первых, обязательные платежи работодателей: 26% от фонда оплаты труда, займы, субсидии из бюджета и т.д. Денежные средства аккумулируемы в этих фондах имеют строго целевое назначение.

Доходной частью бюджета выступают налоги. Налог представляет собой обязательный платеж физического или юридического лица, который взимается на основе законодательных норм. Со стороны государства и других уровней власти налог - это обязательный сбор. Сущность налога проявляется, как отношение между людьми по поводу перераспределения и распределения нац.дохода и раскрывается в принципах налогообложения. Определенность. Простота и удобство налогообложения, минимизация тяжестей и издержек налогообложения.

Совокупность налогов принципов и методов их установления изменение и обмен образуют налоговую систему. Налоговая система базируется на законодательных актах, которые определяется и элементы налога:

1. Субъект налога или налогоплательщик

2. Объект налога.

3. Источник налога, доход за чет которого уплачивается налог.

4. Налоговая ставка.

В качестве налогоплательщика выступает лицо, на которое государство возложило ответственность за уплату налогов.

Источник налога - в качестве источника налога могут выступать различные виды доходов.

Ставка налога представляет собой величину налогу на единицу обложения. Различают следующие виды ставок: твердая - 100р за гектар земли. Прогрессивная - по мере роста дохода увеличивается и ставка налога. Пропорциональные ставки - подоходный налог.

Налоговая система как единое целое и каждый налог в отдельности выполняют рад функций, основные:

1. Фискальная

2. Регулирующая.

3. Распределительная.

4. Социальная

5. Стимулирующая

6. Контрольная

Шкала налогов должна учитывать национальные, психологически и другие факторы. Американские эксперты во главе с профессором Артуром Лаффер выявили закономерность между ставкой налога и объемом налоговых поступений в бюджет. Ставкой налога в 33% воспринимается, как должное. При ставке налога до 50% желание уплаты и развитие хозяйственной деятельностью уменьшается. При ставке налога в 70-75% исчезает мотив для занятий каких-то видов деятельности. Вместе с тем в Швеции ставка налога 75% на доходы юр.лиц и это не вызывает никакого отторжения у субъектов хоз.деятельности. Если такой налог существовал в США никто бы не занимался хоз.деятельностью.

В США существует следующая шкала налогов: для физ.лиц 15 и 28% на личный доход. Для юр.лиц - 35%. Графическая зависимость между величиной доходов и ставками налогов получила название кривой Лаффера.

Все виды существующих налогов можно разделить:

Зависимость от методов. Прямые - это налоги на доход или имущество налогоплательщика и взимаются непосредственно с субъекта налога. Взимаются за определенные товары и\или услуги: акциз, таможенные пошлины, платежи вл вне бюджетные фонды. Под акцизными товарами являются товары не первой необходимости: алкоголь, табак.

Федеральные налоги.

В зависимости от использование денежных средств поступающих от налогов различают общие и специальные налоги.

Общие предназначены для финансирование текущих и капитальных расходов государства.

Специальные налоги - денежные средства, поступления которых имеют строго целевое назначение.

В настоящее время в РФ существует 13 налогов: федеральные, наиболее собираемые налоги; НДФЛ - налог на доходы физ.лиц; налог на прибыль хоз.субъектов; налог на добавочная стоимость; акцизы; гос.пошлина; налог на игорный бизнес; налог за пользование растительного и животного мира; налог на добычу полезных ископаемых. Региональные налоги: налог на имущество юр.лиц; транспортный налог; налог на игорный бизнес.

Муниципальные налоги: налог на землю; налог на имущество физ.лиц. К налоговым доходам гос.бюджета относится также штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства, важнейшими источниками также являются неналоговые поступления, к которым относится обязательные платежи: таможенная пошлина; отчисления в гос.внебюджетные фонды; доходы от использования имущества принадлежащего государству. Доходы от продажи гос.имущества. Доходы от реализации гос.запасов. Доходы от внешней экономической деятельности, во-вторых, штрафы взимание которых не связано с налоговым законодательным, например доходы от продажи конфисковав и т.д.

Основные направления расходов гос.бюджета выступают:

1. Финансирование социально-культурного развития и науки.

2. Содержание органов гос.власти и управления - правоохранительных органов.

3. Поддержка отдельных отраслей экономики.

4. Расходы на оборону, внешняя экономическая деятельность.

5. Затраты связанные с обслуживание гос.долга.

6. Финансирование гос.целевых программ.

За региональными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные в бюджетах этих уровней более высокая доля средств направляемых на соц.нужды. Доходные и расходные статьи региональных бюджетов не повторяют этих статей гос.бюджета, кроме того бюджеты субъектов федерации пополняются а счет кредитов и субсидий и гос.бюджетов.

Движение денежных средств между отдельными уровнями бюджетной системы называется трансфером. Гос. бюджет любого государства может быть трех видов: сбалансированный, дефицитный и профициты. В современных условия практически все бюджеты гос-в дефицитный. Уровень дефицит государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефициты к объему бюджета по расходам или к объёму ВНП. Принято считать в нормальной ситуации, при которой дефицит составляет 2-3% ВНЦ.

Существует след способ сокращение дефициты:

1. Секвестрование - сокращение расходной части. Как правило уменьшается расходы на решение соц.проблем.

2. Рост налогов.

Кроме того существуют и ещё способы сокращения дефицита:

1. Дополнительные миссии денежных средств (оборотная сторона - рост инфляции).

2. Выпуск внутренних гос.займов.

3. Внешнее заимствование.

Важнейшей проблемой поражаемой бюджетным дефицитом выступает нарастание гос.долга. Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период дефицитов, различают два вида долга: внешний и внутренний. Совокупность действий государства связанных с изучение конъектуру на рынке судных капиталов выпуском новых займов с выплатой процента по ранее выпущенным займам называется управлением гос.долга.

Фискальная политика гос-ва представляет собой налогово-бюджетную политику предусматривающую использование правительством своих прав устанавливать налоги и расходовать средства, различают два вида фискальной политики:

1. Дискреционная фискальная политика.

2. Фискальная политика встроенных стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика - сознательное использование государством налогов и правительственными доходами(расходами) в необходимых по мнению правительства направлении с целью изменения объёма ВВП уровня инфляции и занятости. При этом различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая используется в период экономического спада и заключается в увеличении гос.расходов, снижении налогов или одновременно и то и другое. Если для экономики характерны инфляционные процессы, то реализуется сдерживающая фискальная политика:

1. Уменьшение объема гос.закупок.

2. Увеличение налогов.

3. Одновременное использование 1 и 2.

Гос. расходы включают 2 основных направления использование бюджетных средств. Использование бюджетных средств всегда характеризует рубль и масштабы, влияния государства в регулировании экономики, гос.закупки, транспортные платежи. Если в начале ХХ века государственные расходы в среднем составляли менее 10% для развитых стран, то в настоящее время принципиальным изменилась роль гос-ва в регулировании экономики. Доля гос.закупок и транспортных платежей в США составляет 20 и 13%, в России 27 и 12%. Гос.закупки - это приобретение гос-вом товаров и услуг у частного сектора, например закупка вооружение, строительство дорог, почта, зарплата учителей, медработников и т.д.

Транспортные платежи - это выплаты гос-ва определенным слоям населения в форме социального страхования, пособий по безработице, малоимущим, ветеранам. В целом для финансирования гос.расходов в виде налогового перераспределяется в США 30% в Франции 37%, в ФРГ 45, в Швеции 51%.

Политика встроенных стабилизаторов - основана на использования прогрессивного налогообложения и пособий по безработице и то и другое позволяет воздействовать на совокупный спрос, его снижение или повышение, все дело заключается в том, что использование прогрессивных ставок и индексации подоходного налога по мере роста ВНП оказывает больший эффект, чем пропорциональные приросты налогового поступления и наоборот в случае падения объемов ВВП налоговые поступления падают. Аналогично действует и другой встроенный стабилизатор - "отрицательные налоги" в виде пособий по безработице, выплаты пособий во время подъема сокращаются, а в период спада увеличиваются. Механизм действия фискальной политике основан на использовании двух мультипликаторов:

1. Мультипликатор правительственных расходов.

2. Налоговый мультипликатор - увеличение налогов для увеличение инвестиций государства в какую-то отрасль.

Лекция 9: Макроэкономическая нестабильность

1. Экономический цикл - сущность и причина

2. Особенности современных циклов

Любой нац.экономике характерны 3 состояния:

1. Стабильность развития

2. Относительная стабильность развития

2. Нестабильность развития

Каждый из этапов развития нац.экономики характеризуется отдельными показателями. Вместе с тем есть общие макро.эконом показатели, которые характеризуют функционирование нац.экономике на различных её этапах, таким показателем относятся прежде всего две социально-экономические характеристики, состояния нац.экономики:

1. Уровень безработицы.

2. Уровень инфляции.

Эти показатели отражают прежде всего социально экономическое здоровье любой нац.экономики. Изменение этих показателей отражается прежде всего на основной массе население.

Развитие общественного производства имеет волнообразный характер - это волнообразность характеризуется достаточной степенью регулярности и называется цикличностью.

В современном понимании экономический цикл представляет собой постоянно повторяющиеся движение общественного производства от одного кризиса к другому. Это означает наличие экономики чередования подъёмов и спадов в уровне деловой активности хоз.субъектов. Экономический цикл носит объективный характер и включается 4 фазы: собственный кризис, депрессия, оживление, подъем.

Каждый из фаз кризиса готовит условия для наступления след.фазы. Причиной цикличности развития общественного производства Карл Маркс видел прежде всего в наличие противоречие между общественным характером кризиса и частой формой присвоения его результатов. Такое противоречие в реальности приводит в перепроизводству. Маркс считал, что абстрактная возможность кризиса связана также с функционирование денег, как средства обращения, в следствии того, что существует возможность разрыва в экономическом пространстве и времени актов купле-продажи.

Кроме того, на возникновении кризиса оказывает влияние также и функция денег, как средства платежа. Любой производитель никогда не имеет твердой уверенности в том, что к моменту платежа покупатель его продукции окажется платежеспособным, только один не платеж может вызвать цепную реакцию (принцип домино).

След.причиной цикличности является противоречие между возможностями производства и потреблением. Рост инвестиций способен оказать мультиплицирующий эффект на расширение объемов производства. Рост потребления всегда объективно отстает от роста производства и выступает критическим фактором наступления кризиса.

Периодическое обновление основного капитала и необходимость его замены объясняет параметры экономического цикла. Непрерывность НТП предопределяет физический и главное моральный износ основного капитала.

Все существующие теории экономического цикла можно разделить на 2 группы:

1. Теории отражающие влияние внешних экстремальных или экзогенных факторов.

2. Теории отражающие влияние внутренних интернальных или эндогенных (возникающий, развивающийся вследствие внутренних причин) факторов.

При этом критерии классификации выступает положение факторов влияющих на цикл, внутри или вне экономической системы.

Экзогенные факторы включают соц.экономические катаклизмы, значительные стихийный бедствия, темпы НТП и внедрение его достижений в производство, открытие крупных месторождений ресурсов.

Эндогенные факторы - физический срок службы основного капитала; инвестирование; наличие девственного хоз.механизма, который обеспечивает решение соц.экономических проблем в рамках данной экономической системы; прямое и косвенное воздействие государства на производство, спрос и т.д.

Вместе с тем общими моментами во всех современных теория экономического цикла выступают:

1. Цикличность признается многомерным явлением.

2. Цикличность и её основная фраза кризис обеспечивает поступательные развитие экономики

3. Развитие экономики идет по спирали, что свидетельствует о прогрессе развития общества.

Главным содержание современного представления в экономическом цикле является положение о том, что уровень совокупных расходов общества непосредственно определяет уровни производства и занятости населения в рыночной экономике.

Классический цикл включает 4 фазы: кризис+спад, стагнация, оживление, резкий рост объёма производства. Разрушительность кризиса обусловлена его неожиданностью то и предопределяет взрывной, не редкой, обвальный характер.

Сокращение объёма производства от 10-15% до 40-50% в условиях спада в среде предпринимателей происходит естественный отбор, всеобщая погоня за денежн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: