Социального обеспечения в 20 веке

В начале века в Германии начинает складываться новая модель помощи и поддержки. Она формирова­лась на основе двух течений профессиональной и бла­готворительной деятельности. Предшествующие сто­летия сформировали основу новой парадигмы помо­щи. В ее основе лежали: милосердие со стороны конфессиональных организаций, благотворительная деятельность со стороны привилегированных слоев населения, самоорганизация рабочих обществ самопо­мощи, женское движение, законодательная деятель­ность государственных органов.

Важным фактором в деле развития служб социаль­ного обеспечения послужили законы рейха от 1922 года о воспитании молодежи и декрет рейха об обяза­тельном социальном обеспечении, вышедший в 1924 году. В 1927 году в Веймарской республике принима­ется закон о трудоустройстве безработных и страхо­вании на случай безработицы. Они дали правовое про­странство для профессиональной и благотворительной деятельности в Германии.

ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА — общепринятое наимено­вание буржуазно-демократической республики, суще­ствовавшей в Германии со времени принятия Веймарской конституции до установления фашистской диктатуры.

Профессиональную деятельность в области помо­щи и поддержки в начале XX века связывают с дея­тельностью А. Соломон. А. Соломон родилась в 1872 году. Она рано принимает участие в общественной и международной деятельности, особенно ее талант как организатора проявляется в открытии профессиональ­ных школ для женщин. Она принимает активное уча­стие в консолидации международных сил в области социальной работы. В 1928 году в Париже она возглав­ляет секцию по вопросам образования. В 1932 году школе, которую она возглавляет, присваивается ее имя, она получает титул почетного доктора медицины. Однако, когда к власти приходят нацисты, ей прихо­дится оставить школу и эмигрировать в США. В 1948 году А. Соломон умирает.

Деятельность по подготовке социальных работни­ков на уровне муниципалитетов оказалась в центре внимания государства. В 1920 году прусское министер­ство народной благотворительности своим постанов­лением закрепило основания социального професси­онального обучения в Германии, тем самым профес­сия социальной работы / социальной педагогики стала легитимной.

В 1923 году выходит закон о благотворительности, в соответствии с которым давалось право службам и объе­динениям, организованным на основе частной инициа­тивы, пользоваться теми же правами и обязанностями, что и государственным службам. Более того, государство не должно было организовывать службы там, где подоб­ные уже были созданы. Так был заложен принцип суб­сидиарного права, который действовал на протяжении всего XX века. Принцип субсидиарного права затраги­вал основы социальной политики и социальной работы/ социальной педагогики. Он развивался по линии либе­ральных и католических концептов.

Либеральные концепты основывались на подходах индивидуального обеспечения личностью своего благосостояния, где государство и общество разделяют от­ветственность в исключительных случаях, когда инди­вид и семья не в состоянии решить стоящие перед ними проблемы.

Католическое учение исходило из принципа «кон­центрических кругов». Общество состоит из кругов, где малый крут имеет большую компетенцию, чем боль­шой. В 1931 году данный подход был сформулирован в работе «Quadragesimo аппо», в частности там были даны следующие характеристики: «несправедливо со стороны более обширных и вышестоящих обществ претендовать на то, что могут достичь маленькие и подчиненные общества».

Основными объединениями, которые сыграли важ­нейшую роль в осуществлении данного закона, стали благотворительный союз рабочих, немецкий благотво­рительный союз «Каритас», Немецкий Красный Крест, Немецкий паритетный благотворительный союз и другие.

В 1919 году по инициативе социал-демократичес­кой партии Германии был создан благотворительный союз рабочих. Его появление было связано с социаль­но-политическими условиями того времени: голодом, безработицей, вызванных падением империи. Благо­творительный союз рабочих исходил из идеологии организации рабочего движения на основе самопомо­щи, самоорганизации и солидарности. Однако деятель­ность союза распространялась на поддержку не толь­ко рабочих, но и других слоев населения. В 1933 году благотворительный союз рабочих был уничтожен, его учреждения были конфискованы, а лидеры движения репрессированы.

В начале 20-х годов благотворительный союз «Ка­ритас» во всех епископствах Германии имел свои учреждения, по мнению специалистов, в 1925 году епархиальный союз насчитывал более 10 ООО учреж­дений, однако в годы правления национал-социалис­тов количество учреждений уменьшается, а деятели союза преследуются.

Немецкий паритетный благотворительный союз, организован на основе благотворительных лечебных союзов. На начальном этапе преследовались цели сохранения негосударственных городских лечебных учреждений. Однако постепенно такие проблемы воз­никли и перед другими учреждениями воспитатель­ного и хозяйственного попечения, что привело к объе­динению всех этих учреждений в единый союз. С при­ходом к власти Гитлера союз был переименован в «Национал-социалистическую народную благотвори­тельность», однако он распался в 1934 году.

Не менее разветвленную сеть составляли учреж­дения «Центрального благотворительного учреждения евреев Германии». Корни этого союза уходят в Сред­невековье, когда существовало святое братство евре­ев «Шевра Каддиша», основной задачей которого было погребение умерших, утешение скорбящих и посеще­ние больных. В связи с расслоением и обнищанием ев­рейского пролетариата в XIX веке возникает необхо­димость его поддержки. В 1917 году организуется центральный орган благотворительности, который стремился координировать деятельность разрозненных организаций. В годы правления национал-социалистов основной задачей союза являлась забота о беженцах, помощь в зимнее время. В 1939 году организация была распущена.

Можно наблюдать, как в этот период происходит дальнейшее развитие законов о социальной защите, введенных еще при Бисмарке. Три ветви системы со­циальной защиты — страхование от несчастных случа­ев, страхование по инвалидности и по старости — были объединены законодательно имперским законом о со­циальном страховании от 9 июля 1911 года. Служащим было предоставлено отдельное страхование, обеспечи­ваемое их собственными страховыми фондами.

В 1927 году была предпринята попытка дальнейше­го развития системы социальной защиты в связи с вве­дением закона о трудоустройстве и страховании на случай безработицы и создании сети защиты наемных рабочих. Однако мировой финансовый кризис не дал осуществиться данным планам. Необходимо было ог­ромное финансирование для организации служб со­циальной помощи миллионам безработных и их семь­ям. В 1933 году национал-социалисты ликвидировали безработицу, однако гуманистические подходы к со­циальной помощи и поддержке были заменены кон­цептами фашистской идеологии.

Система социального обеспечения и социальной ра­боты после Второй мировой войны претерпевает суще­ственное изменение. После образования Федеративной Республики Германии в сентябре 1949 года в конститу­ции страны появляются статьи об общественной помощи.

Система социального обеспечения в ФРГ в после­военный период базируется на трех основаниях: со­циальном страховании, социальном обеспечении и попечении.

Социальное страхование распространяется на сле­дующие случаи: болезни, несчастные случаи, уход за больными, пенсионное страхование. Социальное обес­печение реализуется в таких направлениях как попе­чение ветеранов, компенсация ущерба, помощь заклю­ченным, денежное пособие на детей и т. д. Попечение направлено на заботу о несовершеннолетних, здраво­охранение и оказание социальной помощи.

В 1961 году выходит закон о федеральной социаль­ной помощи, в соответствии с которым каждый гражда­нин имеет право на помощь в определенных условиях. В последующие годы социальная помощь в ФРГ предо­ставляется в двух аспектах: помощь в особенных жиз­ненных ситуациях и помощь жизненными средствами. Первый вид поддержки направлен на оказание помощи по уходу за престарелыми, в случае болезни, на интег­рацию инвалидов и т. д. Второе направление социаль­ной помощи связано с уплатой хозяйственных расходов и предоставлением одноразовых пособий. За выполне­ние закона несут ответственность ведомства земель по социальным вопросам. Так, например, с 1970 по 1986 год количество получающих социальную помощь возросло с 1,5 млн. человек до 3 млн. человек.

Система социальной работы в Германии распрос­траняется по различным сферам и направлениям. Со­циальная работа/социальная педагогика может рас­пространятся как через частный так и муниципальный сектор социальных служб. В муниципальном секторе действует общая социальная служба, которая органи­зационно подчиняется социальному ведомству и ведом­ству по делам молодежи. Общая социальная служба имеет децентрализованную форму организации, кото­рая характеризуется охватом определенных частей го­рода и единым принципом работы.

В молодежных союзах и группах работу организуют и осуществляют сами молодые люди, на них возлагается ответственность за проведение домашней работы. Эта работа рассчитана на длительный период и охва­тывает, как правило, членов союза и групп. В нее могут быть вовлечены также молодые люди, не являющиеся членами данного молодежного союза или молодежной группы. Молодежные союзы и их объединения могут представлять и выражать требования и интересы мо­лодых людей.

Молодым людям, которые для компенсации социаль­ной обделенности или для преодоления индивидуальной ущербности вынуждены в значительной степени зави­сеть от оказания помощи и поддержки, должна быть предоставлена необходимая социально-педагогическая помощь в рамках оказания помощи и поддержки, а так­же в рамках оказания помощи молодым людям, которая должна способствовать их школьному и профессиональ­ному обучению, их социальной интеграции и вступлению в трудовую деятельность.

Если обучение этих молодых людей нельзя обеспечить мерами и программами других субъектов и организаций, то должны быть предложены соответствующие меры: обучения и занятий, которые учитывают способности и уровень развития данных молодых людей.

Данным молодым людям в период их школьного или профессионального обучения может быть предоставле­но место в жилых домах, находящихся под социально-педагогической опекой.

Все эти меры должны быть согласованы с управлени­ем по делам школы, федеральным ведомством труда, субъектами заводского и внезаводского обучения, а так­же с представителями служб по вопросам занятости.

Молодым людям должно быть гарантировано право на защиту в процессе воспитания.

Мероприятия по обеспечению защиты детей и под­ростков должны:

— помочь защитить молодых людей от вредного влия­ния, воспитать у них способность критической оцен­ки, способность принятия решения и чувство собственной ответственности, а также чувство ответствен­ности перед другими людьми;

— помочь родителям и другим лицам, имеющим право на воспитание детей и подростков, защитить их от вред­ного влияния.

Правовые акты федеральных земель регулируют более полно и подробно содержание и объем определенных в данном разделе задач и мер по оказанию помощи моло­дым людям.

Из закона о новом правовом регулировании деятельности по оказанию помощи детям и молодежи от 26 июня 1990 г.

Социальная работа может быть представлена раз­личными направлениями: консультационная работа по проблемам семьи, оказание социально-педагогичес­кой помощи, работа в детских домах и домах для под­ростков, социальная работа в здравоохранении и пе­нитенциарной системе. Большую роль современная социальная работа играет в организации досуга под­ростков и работе на улице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: